Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него есть выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взглядам, мировоззрения близки народу или через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконский. Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые представляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии один или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пустые и незначительные его отдельные представители, люди без каких-либо моральных принципов, без жизненных целей. Так же пустой и незначительный их духовный мир.
Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, управляющая страной, те люди, которые решают судьбу сограждан. Толстой пытается в романе показать все нации и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих выше дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и прошлое. Толстой рисует вельмож этой эпохи, идет. Граф Кирилл Безухов — один из их представителей. Безухов богатый и знатный, у него хороший особняк, деньги, власть, полученных от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, повеса и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский — его ровесник. Болконский — верный защитник родины, которой он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в опале со стороны властей предержащих. Антинародности, полное пренебрежение нуждами простых людей, жажда наживы — такие отличительные черты высшего дворянского общества. Эти черты свойственны и гостям фрейлин Шерер, и посетителям французского салона графини Безухова. Здесь царят эгоистичность, корыстолюбие, карьеризм и интриганство. Светские разговоры — не что иное, как обычное лихомовство, нередко переходит в клевете. За маской добродушия скрываются лицемерие и притворство, ставшие привычкой. Все нормальные человеческие чувства искажены, все содержит в себе неправду, от дружбы и любви осталась лишь видимость. Источники морального разложения высшего общества Толстой видит в паразитизме и праздности. Он всех его представителей называет трутнями. Салтыков-Щедрин, давая характеристику романа «Война и мир», заметил: «А наше так называемое« вышеобщество »граф лихо страх. «Светская общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилась: «спокойными, роскошными, озабоченными только призраками, отражениями жизни, жизни Петербурга шло по-старому, и через ход этой жизни надо были делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение , в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги … ». Изменились разве что разговоры — больше стали говорить о Наполеоне и патриотизм. На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким представляла себе большинство дворян. Но в образе императора уже проступают черты лукавства, позерству и той чопорной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой души господствующей.
Настоящий образ Александра I особенно ярко показан в сцене приезда в армию после разгрома оккупантов. Кутузова царь содержит в объятия, сопровождая их злобный шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвевшей и теперь живет «искусственным жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, то же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрытый громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо изображены в романе. В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиних.
Ее глава Василий Курагин занимает довольно высокий пост в стране. Он министр, призван заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Курагина направленные на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит — дипломат, совершенно не умеет говорить по-русски. При всей его тупости и незначительности он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением является кутеж и попойки. Кажется, что этот человек совсем ко всему равнодушна, кроме потакание собственным прихотям. Его друг Друбецький — постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных поступков. С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь холодный и расчетливый авантюрист Василий Курагин и его сын Анатоль, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен. Эллен — первая красавица города, но при этом холодная и душевно пустая человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидная, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен — она «неизменная». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои капканы и он на нее женится. В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвом высшем свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и вовсе не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала. Борис Друбецький — еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных.
Борис заботится только о своей карьере. У него холодный и трезвый ум, он точно знает, что ему нужно в этой жизни. Он ставит цель и достигает ее. Даже на войне Друбецький думает о наградах и продвижение по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особое положение адъютанта при важном лице, которое считает особенно привлекательным в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецьки от Ростовых, когда те оказались разоренными. Это несмотря на то, что когда семьи были дружны. Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати — это офранцужена язык. Она такая же мертвая, как и все общество. У нее сохранились пустые штампы, раз и навсегда сформированы выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства с расхожими фразами. Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездействии и неспособности управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.
РЭС. Здесь холодный и расчетливый авантюрист Василий Курагин и его сын Анатоль, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен. Эллен — первая красавица города, но при этом холодная и душевно пустая человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидная, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен — она «неизменная». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои капканы и он на нее женится. В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвом высшем свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и вовсе не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала. Борис Друбецький — еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных.
Борис заботится только о своей карьере. У него холодный и трезвый ум, он точно знает, что ему нужно в этой жизни. Он ставит цель и достигает ее. Даже на войне Друбецький думает о наградах и продвижение по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особое положение адъютанта при важном лице, которое считает особенно привлекательным в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецьки от Ростовых, когда те оказались разоренными. Это несмотря на то, что когда семьи были дружны. Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати — это офранцужена язык. Она такая же мертвая, как и все общество. У нее сохранились пустые штампы, раз и навсегда сформированы выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства с расхожими фразами. Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездействии и неспособности управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.