Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Изображение светского общества в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Изображение светского общества в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

Богатая и разнообразная галерея дворянских типов в романе «Война и мир». «Свет» и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правит страной. Если народ живет в страданиях, верхушка общества, несмотря на потери, вызванные войной прежнему процветает. Центром, вокруг которого оно группируется, является царский двор, и прежде император Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность императора состоит в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слаба, он лицемер и неискренний, любит принимать фальшивые позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра не прекращается борьба «партий» за влияние, непрерывно плетутся интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных, алчных, рвущимися к власти людей. Правительство и генералитет проигрывают одну войну за другой. Армия, обворованные интендант, голодает, гибнет от эпидемий и в бессмысленных боях.

В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На протяжении всей войны Александр не сделал ни одного разумного поступка, ограничиваясь бессмысленными приказами и эффектными позами. Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, штабных офицеров, иностранцев, которые находятся при дворе и приближенные к царю. Так исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых вскрыл со всей беспощадностью, разоблачающий, двенадцатый год. Писатель разоблачает придворные и высшие круги с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Императрица, цесаревич, Румянцев, все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни,, заботясь только о собственном благополучии. Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он говорит Шерер: «Мои дети — обуза моего существования». Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но он по-русски говорит плохо, не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен Курагинои. В его капканы по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: «Где вы — там разврат и зло». Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет разрешительным жизнью. Анатоль — гвардейский офицер, незнает, в каком полку он числится, главным содержанием своей жизни он сделал «поход к удовольствиям». Его поступками руководят животные инстинкты. Удовлетворение этих инстинктов — главный двигатель его жизни. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит о нем; «Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел. Соблазненная в любовных интригах Элен Курагина помогает братьям скрывать их внутреннюю пустоту и никчемность. Сама Эллен развратная, глупая и лживая. Но, несмотря на это, она имеет огромный успех в мире, ее замечает император, в доме графини постоянно ее поклонники: лучшие аристократы России, поэты посвящают ей стихи, дипломаты изощряются в остроумии, виднейшие государственные деятели посвящают трактаты. Блестяще положение глупой и распутной Элен — это убийственное разоблачение дворянских потребностей. Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецького. Этот человек, идущий к славе и почестям — парень «призван» сменить старшее поколение России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис «пойдет далеко». Он родовитый, имеет холодный ум, свободный от совести, внешне очень привлекателен.

Сделать первые шаги на пути к блестящей карьере помогает ему мать, ханжа и лицемерка. Друбецьки многим обязаны семейству Ростовых, но очень быстро забывают об этом, потому что Ростов разорены, не так влиятельны, да и вообще, — люди другого круга. Борис — карьерист. Его моральный кодекс не очень сложен: цель оправдывает средства. Выгодное бракосочетания, полезные связи открывают ему двери в самое могущественное общество. Финал его жизни ясен: Борис достигнет высоких постов и станет же «достойной» изменением старшего поколения, правителей России. Он будет верной опорой самодержавия. Ярко нарисованный Толстым образ авантюриста Долохов. Дуэли, попойки, «художества» в компании «золотой молодежи», игра своим и чужим жизнями становятся для него самоцелью. Его храбрость не имеет ничего общего с героизмом таких людей, как Денисов, Ростов, Тимохин, Болконский. Образ Долохов — это пример дворянской авантюристической воинственности. Весьма примечателен и образ московского губернатора Растопчин. Он раскрывается со всей яркостью в сценах, предшествующих вступлению французов в Москву. «Растопчин, — пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о народ, которым он должен был руководить». Пошлые распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации народной защиты Москвы. Растопчин твердый, дерзок. Одним росчерком пера ссылает он невинных людей, подозреваемых в измене, казнит ни в чем неповинного юношу Верещагина, выдавая его разъяренные толпе, Ссылки и казни невинных нужны для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников несчастий в стране.

Художественное выражение взгляда Толстого на народ как на творца истории, вера в то, что народ таит в себе неисчерпаемый источник силы и талантов, признание законными всех форм борьбы, к которым прибегает народ для защиты Отечества, — все это ставит большую эпопею Толстого в ряд лучших произведений мировой литературы. В этом непреходящее значение великой эпопеи.

нужны для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников несчастий в стране.

Художественное выражение взгляда Толстого на народ как на творца истории, вера в то, что народ таит в себе неисчерпаемый источник силы и талантов, признание законными всех форм борьбы, к которым прибегает народ для защиты Отечества, — все это ставит большую эпопею Толстого в ряд лучших произведений мировой литературы. В этом непреходящее значение великой эпопеи.