Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Как характеризует героев пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" их восприятие вишневого сада и отношение к нему?

Сочинение на тему «Как характеризует героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» их восприятие вишневого сада и отношение к нему?»

Последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением русской драматургии XX века. Каждый критик истолковывает пьесу по-своему: кто-то с психологической, а кто-то с социальной точки зрения, но, наверное, не найдется человека, который бы не признал, что вишневый сад — один из главных образов пьесы.

Если между персонажами «Вишневого сада» существует заметная разобщенность, часто они просто не видят и не слышат друг друга (это чувствуется в некоторых диалогах, когда каждый кидает реплики в пустоту и не ждет ответа), то вишневый сад — тот персонаж, к которому обращаются все без исключения. Его любят, боготворят его, восхищаются им или равнодушны к нему, но никто не игнорирует его.

Через отношение к вишневому саду раскрыты многие характеры. Так, мы просто не смогли бы представить себе Раневскую с ее чувствительной душой без проникновенных обращений к вишневому саду. Для нее он — чуть ли не синоним райских кущ. Она одушевляет его силой своего воображения, обращая к нему, как к хранителю своей молодости, восторженные призывы: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое…» Прощаясь с садом, она прощается с юностью, хотя в душе она все еще молодая девушка, а скорее — ребенок в своей трогательной беспомощности. Раневская, безусловно, очень чуткая, нежная натура, но весь пафос ее речей, обращенных к саду, — обычное пустословие, за которым не стоит даже мысли о том, чтобы сохранить сад в реальности. В этом Раневская весьма напоминает своего брата, который может обратиться с напыщенной речью к любому предмету, даже к шкафу. И сад для него — не более чем некий романтический символ. Как только речь заходит о торгах, то есть о чем-то приземленном, Гаев отмахивается — «какая чепуха». И Раневская, и Гаев живут по законам своего воображения, не понимая, что они не имеют никакой силы в реальном мире. Люди, для которых сад стал частью их судьбы, даже не пытаются на самом деле спасти его. Они надеются на наследство, на замужество Вари, еще на какое-нибудь чудо. Им в голову не приходит, что спасение совсем рядом. Оно с огромной настойчивостью предлагается им Лопахиным.

Лопахин, в конце пьесы начавший вырубку сада, по иронии судьбы является тем единственным человеком, который способен по-настоящему его оценит Для Гаева и Раневской сад — только красивая декорация, еще один атрибут их никчемной жизни. Лопахин — делец (так, с оттенком презрения, называют его все в усадьбе), и именно его коммерческое чутье подсказывает единственный выход ие только для поправки материального положения семьи, но и для спасения сада — деление его на дачные участки. Это предложение вызывает испуганные восклицания брата и сестры, а между тем они не могут не понимать, что в ином случае сад будет продан и его ждет еще более верная гибель.

Лопахин, выступающий в малопривлекательной роли добившегося успеха пронырливого выходца из низшего сословия, — обладатель куда более чуткой души, чем тот же Гаев, пусть эта душа скрывается за грубыми манерами и спотыкающейся речью. Первоначальные намерения Лопахина как нельзя более благородны. Ои хочет спасти вишневый сад ради Любови Андреевны, к которой испытывает невысказанные и до конца им самим ие осознанные чувства. Увы, социальная деятельность Лопахина совершенно расходится с теми добрыми побуждениями, которые живут в его душе. Благородство обернулось насмешкой. Чехов в своей лаконичной манере через восприятие вишневого сада показал и лучшие качества души человека, и его любовь, и несчастную судьбу.

В конце концов выкуп вишневого сада не приносит счастья ни бывшим владельцам, которые вынуждены слышать звук топора, оставляющего на месте прекрасных деревьев пеньки, ни новому обладателю, который, радуясь «случайному» приобретению, не может не чувствовать боли, причиняемой им.

Если для старшего поколения вишневый сад — практически живое существо, к которому обращаются восторженные речи, отношение к которому выявляет чистоту, сердечность, молодость души, то младшее поколение не страдает сентиментальностью в отношении сада. Оттого Варя, Аня и Петя кажутся гораздо старше, чем люди предыдущего поколения.

В душе Пети и Ани нет места прошлому, их мысли устремлены в будущее, хотя чаще всего речи Трофимова, которыми так восхищается Аня, — не более чем краснобайство. Петя показан человеком, чутким к диктату времени, но зато несколько туповатым в восприятии прекрасного, воплощением чего является вишневый сад. Петя абсолютно неотзывчив к красоте природы, но, не имея возможности избежать молчаливого присутствия вишневого сада, вынужден, по крайней мере, обращать внимание на его существование и считаться с ним. Оп не может игнорировать вишневый сад, но может рассуждать об отвлеченных понятиях даже тогда, когда речь заходит о конкретном саде: «Вся Россия наш сад», «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Аня же увлечена исключительно Петей, поэтому вслушивается в звучание его речей, стремится куда-то, а вишневый сад просто-напросто остается вне ее поля зрения, тем более что с этим местом у нее, в отличие от матери и дяди, не связано приятных воспоминаний. Ее сводная сестра Варя — особа прагматичная и довольно приземленная, вот почему она точно так же равнодушна к саду.

Каково бы ни было отношение к саду у героев пьесы, они не могут уйти, спрятаться. Среди комичных, порой совершенно нелепых персонажей единственной поэтической фигурой остается сад. Он смотрит на людей, он ждет. Они, смешные в своей ненужной суете, обсуждают его судьбу, а он спокойно ждет своей участи. Не столько сад достоин жалости, сколько горстка несчастных, жалких людей.