Бытовая обстановка героев раскрывает неподвижность, застой их жизни. Использование художественной детали в «Мертвых душах» необычайно широко.
Так, например, для наиболее полного раскрытия образа Манилова, как человека, постоянно прожектирующего, но реально ничего не делающего, погруженного в собственный иллюзорный мир мечтаний, Гоголь показывает различные стороны жизненного уклада помещика. В его доме вечно чего-то недоставало. Прекрасная мебель была обтянута щегольской материей, но два кресла — простой рогожею; щегольский подсвечник выступал наряду с каким-нибудь «медным инвалидом»; книга вечно была заложена на 14 странице. Духовная скудность Манилова рядится в узорчатые одежды выспренности, в посягательстве на «вкус».
У Коробочки все иначе. В ее облике прослеживается грубый прозаизм, обыденность, расчетливый и цепкий практицизм. Она из всего стремится извлечь выгоду, и «вещный мир» исчерпывается бережливой старушкой до предела — покуда вещь может служить, из нее извлекается максимальная польза. Именно хозяйственность Коробочки обнаруживает ее внутреннее ничтожество.
Исключительной выразительностью отличаются детали в описании дома Ноздрева. В его кабинете не было «заметно и следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги;». А были турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано «Савелий Сибиряков»; шарманка, различного материала трубки, обкуренные и необкуренные. Так подчеркивается активность Ноздрева, прямо-таки «мельтешащего» перед глазами читателя, хватающегося то за одну, то за другую вещь, сопровождающего показ несвязным, перескакивающим с одного на другое рассказом. Однако это активность без цели, активность человека, чье увлеченье различного рода занятиями меняется весьма быстро.
«Фундаментальность» облика Собакевича Гоголь мастерски подчеркивает описанием его бытового уклада. «Все было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Основательность — черта самого Собакевича, и той бытовой обстановки, которая его окружает. Однако в то же время все детали быта неуклюжи, даже уродливы. Собакевич сам неуклюж — но не только и не столько внешне, сколько духовно. Непросвещенный и грубый человек, он держится трезвого и расчетливого практицизма, неуклонно стремится к обогащению, совершенно игнорируя сферу духовной жизни.
Завершающий галерею образов поместных владетелей Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств, но это желание приобретает у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости. Ненасытная жадность собирателя «богатств» ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей. Весь его дом — это скопище ненужного хлама, ветоши, всего, что уже давно перестало служить человеку. Одетый в тряпье, со связкой ключей, он уже мало похож на «богатея» — стремление прибедняться, скупость, жажда бездумного накопительства оттолкнули от него даже собственных детей. Таким образом, несомненна важна роль деталей в раскрытии образов поместных владетелей. Несмотря на несходство в предметах обихода различных помещиков, Гоголь высвечивает главенствующую, общую для всех черту — духовное «нищенство».