План
Введение
Детство — «самая счастливая пора» человеческой жизни.
Основная часть
В повести писатель затрагивает различные проблемы:
— взаимоотношения между людьми;
— проблема нравственного выбора;
— отношение человека к правде;
— проблема благодарности.
Заключение
Л.H. Толстой затрагивает в повести широкий круг проблем.
Размышляя над тем, как происходит, процесс формирования личности человека, каковы вехи взросления ребёнка, Л.H. Толстой пишет автобиографическую трилогию. Открывает трилогию повесть «Детство», в которой изображена «самая счастливая пора» человеческой жизни.
В повести «Детство» Л.H. Толстой затрагивает различные проблемы: взаимоотношения между людьми, проблему нравственного выбора, отношение человека к правде, проблема благодарности и другие. Нелегкими были взаимоотношения главного героя, Николеньки Иртеньева, с отцом. Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях. Главными страстями на протяжении всей его жизни были карты и женщины. Отца слушались и побаивались. Это был противоречивый человек: «Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низ- кую подлость». Совсем иным было отношение к матушке в доме Иртеньевых. Именно она формировала тёплую, душевную атмосферу в доме, без которой невозможна нормальная жизнь: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица…». Искренняя, добрая улыбка преображала лицо матери и делала мир вокруг чище, лучше. Как много значит в жизни человека искренняя доброта и отзывчивость, умение каждого выслушать и понять.
Л.H. Толстой подробно рассматривает в повести проблему благодарности через отношение к Карлу Ивановичу, немцу- воспитателю мальчиков в семье Иртеньевых. Крайне почтительное поведение Карла Ивановича за утренним чаем в главе «Maman» характеризует его как человека почтенного, воспитанного, благонравного. Но однажды Карл Иванович узнаёт о том, что дети поедут учиться в Москву, а его услуги больше не понадобятся: «Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, Николай, — продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, — что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, — прибавил он, иронически улыбаясь, — теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?»
Как видим, Л.H. Толстой затрагивает в повести «Детство» широкий круг проблем.