Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Краткое содержание «Ионыч» (1898)

Сочинение на тему «Краткое содержание «Ионыч» (1898)»

Стремление к материальному богатству
губительно действует надушу человека. Тема
не новая, и в русской литературе достаточно
разработанная Пушкиным, Салтыковым-Щедриным, Достоевским,
Лесковым и др. Но как ее раскрывает Чехов? — Через детали.
Доктора Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в город N для
работы, знакомят с самой талантливой семьей в городе — Турки-
ными. Каждый эпизод, каждая сцена, в которых участвует это
семейство, содержат авторский комментарий, невольно разоблачающий
эту «талантливость». Вера Иосифовна пишет романы о том,
чего не бывает в жизни, она их читает гостям, гости внимательно
слушают. Летним вечером она читает о том, что «мороз крепчал»,
а в окна ветерок доносит запахи цветущей сирени. «Окна были
отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами,
и доносился запах жареного лука». Без комментариев.
Или Чехов описывает игру Катерины Ивановны на рояле, но сам
не дает оценку ее игре — читатель оценивает игру пианистки,
мечтавшей прославиться и уверенной, что ее игра — высший класс:
«Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам,
и потом тотчас ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь
у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось,
что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля.
Гостиная наполнилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и
мебель… Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный
именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев,
слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются
и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали
сыпаться». Даже читая эти строки, слышишь страшный грохот, мало
похожий на музыкальные звуки.
Невольно автор восклицает, что если семья Туркиных самая талантливая,
то что говорить об остальных. И именно это семейство
символизирует пошлость жизни, привычек, которые кажутся верхом
остроумия. Первое, что мы слышим, когда Старцев первый раз приходит
к Туркиным в гости: «Здравствуйте, пожалуйста». А при
расставании: «Прощайте, пожалуйста». И ничто не меняется в этом
доме на протяжении многих лет, одни и те же «словечки», одни и те же
шуточки: «Умри, нечастная!», «Недурственно!» Авторский комментарий
звучит как приговор: «Иван Петрович не постарел, нисколько
не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает
анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему
охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый
день, часа по четыре».
Главный герой — доктор Старцев, превратившийся из молодого
энергичного доктора в толстого, заплывшего жиром Ионыча. И все
эпизоды, повествующие об изменениях, происходящих в герое, связаны
с визитами в дом Туркиных.
Проследим изменения в докторе Старцеве. Сначала это романтически
настроенный молодой человек, способный ходить пешком
и напевающий романсы, через год романтизм еще не покинул его,
если он отважился по записке Котика пойти на свидание на кладбище.
Он еще способен воспринимать кладбище, залитое лунным светом,
как светлое видение. В нем еще есть романтизм, но вот он приходит
делать предложение Екатерине Ивановне и думает: «А приданого
они дадут, должно быть, немало…». Вот он, первый шаг к деградации.
Прошло время. И, вспоминая, как он бродил по кладбищу,
«лениво потягивался и говорил:
-Сколькохлопот, однако».
Романтизма как ни бывало. Через четыре года, встретившись
с девушкой, которую когда-то любил и делал предложение, он почувствовал
беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда
не женился». А под конец, когда речь заходит о Туркиных, он
спрашивает:
«- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на
фортепьянах?»
От его романтизма, влюбленности, от единственного светлого
воспоминания осталась одна фраза, в которой неправильно употребленная
форма «на фортепьянах» говорит об окончательной деградации
доктора Старцева, которого все в городе называют Ионычем.
Душа заплыла жиром, и уже ничто ее не спасет.
В рассказе бросается в глаза ряд подробностей, которые трудно
не заметить. Эти подробности выразительно показывают этапы
ожирения тела, а за ожиревшим телом постепенно умирала душа.
Подробности связаны со средством передвижения доктора Старцева:
1. «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было),
и все время напевал: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…».
2. Через год: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон
в бархатной жилетке».
3. Через 4 года: «Каждое утро он спешно принимал больных
у себя в Дялиже, потом ехал к городским больным, уезжал уже не на
паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью.
Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал
одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел…»
4. Еще через несколько лет: «Когда он, пухлый, красный, едет на
тройке с бубенчиками, и Пантелеймон, тоже пухлый и красный,
с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые,
точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!»,
то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек,
а языческий бог».
Кто виноват в деградации доктора Старцева? Как получилось,
что он превратился в Ионыча? Общество, в котором оказался Старцев,
представлено Чеховым как обывательская среда. «А когда Старцев
в обществе, за ужином или чаем говорил о том, что нужно трудиться,
что без труда нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал
сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали
ничего решительно, не интересовались ничем, и никак нельзя было
придумать, о чем заговорить с ними. И Старцев избегал разговоров,
а только закусывал и играл в винт…»
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые
нравы», — говорил апостол Павел в 1-м послании к коринфянам.
Если человек бездуховен, если он не задумывается о высших
целях, о высших идеях, то превращается в Ионыча.