Свою Россию, это художественное прочтешь
странство поэмы, Гоголь строит, можно сказать,
на пустом месте. Географическая точка — город
NN, в который въезжает бричка Чичикова с кучером Селифаном
и лакеем Петрушкой.
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности,
ни слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар,
однако ж и не так чтобы молод». Гоголь знакомит читателя со своим
героем, давая ему очень скупую характеристику: о нем ничего нельзя
сказать определенного. Дальнейшее содержание главы мало что прибавляет
к этому знанию. Герой окружен тайной.
С первых же страниц мы знакомимся со стилем поэмы. Легкая
ирония, порой доходящая до сатиры и гротеска, поневоле заставляет
смотреть и на Чичикова и на все его окружение с каким-то особым
вниманием. Глаз автора ничего не пропускает, и даже намек становится
красноречивым. Казалось бы, зачем при въезде в город автор
останавливает внимание на разговоре двух мужиков? «Что ты думаешь,
— говорит один мужик, — доедет то колесо, если б случилось,
в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечает его собеседник.
«А в Казань-то, я думаю, не доедет», — соглашается другой
мужик. Непонятно. Но вопрос повисает в воздухе и задает поэме
вопросительный характер. И только в конце поэмы мы получаем
ответ: «Не доехал Чичиков до своей цели».
Описание гостиницы, ее фасада, интерьера, внутреннего убранства
комнат в легкой юмористической манере создает облик губернского
города, всеобщий облик всех губернских городов. «Какие бывают
эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же
стены, выкрашенные масляного краскою, потемневшие вверху от табачного
дыма и заслоненные снизу спинами разных проезжающих,
а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням
приходили сюда сам-шест и сам-сем испивать свою известную пару
чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством
висящих стекляшек, которые прыгали и звенели всякий раз,
когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом,
на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на
морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными
красками, — словом, все то же, что и везде; .. .и т. д.».
Детали. Взгляд сатирика выхватывает в городском обустройстве
разные детали, которые обыгрывает очень искусно:«.. .сильно била
в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая
на деревянных» (игра контраста). Дома были в один, два и полтора
этажа с вечными мезонинами, очень красивыми, по мнению губернских
архитекторов. «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами,
мылом и пряниками, похожими на мыло. «Городской сад» состоял из
тоненьких деревьев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде
треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляного краскою.
Но зато о них в местных газетах было сказано: «Город наш
украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом,
состоящим из тенистых, широковетвистых деревьев, дающих прохладу
в знойный день», при этом «было очень умилительно глядеть,
как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили
потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику».
Перо автора вырисовывает нам и жителей губернского города.
Чичиков отправился с визитами к самым значительным лицам:
губернатору, вице-губернатору, прокурору, председателю палаты,
полицмейстеру, откупщику и др., вследствие чего он всем понравился
и был приглашен к губернатору на вечеринку.
При описании вечера Гоголь не жалеет иронии. «Черные фраки
мелькали и носились врозь и кучами там и сям, как носятся мухи
на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда
старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед
открытым окном; <...> они (мухи) влетели вовсе не с тем, чтобы
есть, но только чтобы показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной
куче, потереть одна о другую передние ножки или почесать
ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки,
потереть у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять
прилететь с новыми докучными эскадронами». Такое сравнение
губернаторской вечеринки с мухами над сахарной кучей выполняет
одну важную роль — дает яркое представление об атмосфере этих
светских вечеров.
На этой вечеринке Чичиков знакомится с помещиком Маниловым,
имевшим «глаза сладкие, как сахар», помещиком Собакеви-
чем, «шаркнувшим ногою, обутою в сапог такого исполинского размера,
что вряд ли где можно было найти отвечающую ногу». На
вечере у полицмейстера он встретил помещика Ноздрева, который
после трех-четырех слов начал говорить «ты». Эти встречи получают
свое развитие в следующих главах.
Чичиков на всех произвел благоприятное впечатление, ему необходимо
было заручиться благорасположением нужных чиновников
для одного своего дела, пока неясного для всех, да и для читателей.