Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава I)

Сочинение на тему «Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава I)»

Свою Россию, это художественное прочтешь
странство поэмы, Гоголь строит, можно сказать,
на пустом месте. Географическая точка — город
NN, в который въезжает бричка Чичикова с кучером Селифаном
и лакеем Петрушкой.
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности,
ни слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар,
однако ж и не так чтобы молод». Гоголь знакомит читателя со своим
героем, давая ему очень скупую характеристику: о нем ничего нельзя
сказать определенного. Дальнейшее содержание главы мало что прибавляет
к этому знанию. Герой окружен тайной.
С первых же страниц мы знакомимся со стилем поэмы. Легкая
ирония, порой доходящая до сатиры и гротеска, поневоле заставляет
смотреть и на Чичикова и на все его окружение с каким-то особым
вниманием. Глаз автора ничего не пропускает, и даже намек становится
красноречивым. Казалось бы, зачем при въезде в город автор
останавливает внимание на разговоре двух мужиков? «Что ты думаешь,
— говорит один мужик, — доедет то колесо, если б случилось,
в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечает его собеседник.
«А в Казань-то, я думаю, не доедет», — соглашается другой
мужик. Непонятно. Но вопрос повисает в воздухе и задает поэме
вопросительный характер. И только в конце поэмы мы получаем
ответ: «Не доехал Чичиков до своей цели».
Описание гостиницы, ее фасада, интерьера, внутреннего убранства
комнат в легкой юмористической манере создает облик губернского
города, всеобщий облик всех губернских городов. «Какие бывают
эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же
стены, выкрашенные масляного краскою, потемневшие вверху от табачного
дыма и заслоненные снизу спинами разных проезжающих,
а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням
приходили сюда сам-шест и сам-сем испивать свою известную пару
чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством
висящих стекляшек, которые прыгали и звенели всякий раз,
когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом,
на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на
морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными
красками, — словом, все то же, что и везде; .. .и т. д.».
Детали. Взгляд сатирика выхватывает в городском обустройстве
разные детали, которые обыгрывает очень искусно:«.. .сильно била
в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая
на деревянных» (игра контраста). Дома были в один, два и полтора
этажа с вечными мезонинами, очень красивыми, по мнению губернских
архитекторов. «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами,
мылом и пряниками, похожими на мыло. «Городской сад» состоял из
тоненьких деревьев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде
треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляного краскою.
Но зато о них в местных газетах было сказано: «Город наш
украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом,
состоящим из тенистых, широковетвистых деревьев, дающих прохладу
в знойный день», при этом «было очень умилительно глядеть,
как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили
потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику».
Перо автора вырисовывает нам и жителей губернского города.
Чичиков отправился с визитами к самым значительным лицам:
губернатору, вице-губернатору, прокурору, председателю палаты,
полицмейстеру, откупщику и др., вследствие чего он всем понравился
и был приглашен к губернатору на вечеринку.
При описании вечера Гоголь не жалеет иронии. «Черные фраки
мелькали и носились врозь и кучами там и сям, как носятся мухи
на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда
старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед
открытым окном; <...> они (мухи) влетели вовсе не с тем, чтобы
есть, но только чтобы показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной
куче, потереть одна о другую передние ножки или почесать
ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки,
потереть у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять
прилететь с новыми докучными эскадронами». Такое сравнение
губернаторской вечеринки с мухами над сахарной кучей выполняет
одну важную роль — дает яркое представление об атмосфере этих
светских вечеров.
На этой вечеринке Чичиков знакомится с помещиком Маниловым,
имевшим «глаза сладкие, как сахар», помещиком Собакеви-
чем, «шаркнувшим ногою, обутою в сапог такого исполинского размера,
что вряд ли где можно было найти отвечающую ногу». На
вечере у полицмейстера он встретил помещика Ноздрева, который
после трех-четырех слов начал говорить «ты». Эти встречи получают
свое развитие в следующих главах.
Чичиков на всех произвел благоприятное впечатление, ему необходимо
было заручиться благорасположением нужных чиновников
для одного своего дела, пока неясного для всех, да и для читателей.