Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава VI)

Сочинение на тему «Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава VI)»

Глава посвящена последнему помещику в галерее «мертвых душ» —
Плюшкину, этому уроду из уродов, принятому при встрече с ним
Чичиковым за ключницу из-за нелепой одежды.
Перед самым знакомством с Плюшкиным автор позволил Чичикову
полюбоваться старым заброшенным садом. Описание сада, его
красоты и в то же время запущенности вызывает явную аналогию
с человеческой жизнью. Жизнь человека похожа на сад, она прекрасна,
пока ее не делает уродливой какая-либо страсть, коверкающая
душу человека, живую и прекрасную по своей природе. И встреча
с Плюшкиным — доказательство этой мысли.
Комната, в которой оказался Чичиков, ожидая хозяина, была похожа
на кладовую, но на кладовую каких-то щепок, корок, сломанных
ножек от стула, тряпок… «Какая-то старинная книга в кожаном переплете
с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более
лесного ореха, отломанная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью
и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек
где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие,
как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою
хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия
на Москву французов», и много-много всякого хлама было в этой
комнате, и в довершение всего в углу комнаты была навалена куча
мусора, который не будет выброшен, поскольку туда складывалось
то, что было принесено с улицы. Каков же человек, живущий среди
отбросов? Наконец, он предстал перед Чичиковым. Было чему удивиться,
ибо перед Павлом Ивановичем стояло существо, которое
трудно было принять за мужчину или женщину. «Словом, если бы
Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных
дверей, то, вероятно, подал ему медный грош». И у этого с виду
нищего была тысяча с лишним душ. Кладовые его ломились, все
гнило и не было востребовано, все пропадало, а сам он ходил по
деревне и подбирал все, что плохо лежало, и приносил в свою кучу.
До какого же ничтожества может дойти человек!»
Гоголь рассказывает историю жизни этого некогда нормального
человека. Был женат, имел троих детей. Был бережлив, вел несколько
экономную жизнь, но слыл добрым хозяином, а его жена — хлебосольной
хозяйкой. Дети радовали родителей, все шло своим чередом.
Но вот жена умерла, и все мелкие заботы по хозяйству перешли
к Плюшкину. Он стал беспокойнее и, «как все вдовцы, подозрительнее
и скупее». Старшая дочь убежала с военным и тайно обвенчалась,
отец послал ей вслед проклятие. Сын поступил в полк и тоже
не получил от отца ничего. Младшая дочь умерла. «Одинокая жизнь
дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий
аппетит, и чем более пожирает, тем становится ненасытнее, человеческие
чувства, которые и без того были в нем неглубоки, мелели
ежеминутно, и каждый день что-то утрачивалось в этой изношенной
развалине».
Автор, исследуя причины такого низкого падения человека,
превращения его в прах, ибо как иначе можно назвать его, приходит
к выводу, что причина в неглубине человеческих чувств. Человек,
постоянно суетясь, заботясь о хлебе насущном, забывает о своей
душе, а она все реже и реже напоминает ему о своем существовании,
потому что человек не питает ее ничем. Душевная пища требует
сердечного огня, а где его взять — огонь этот гаснет от холодной струи
рассудка. Безобразная сцена с Маврой из-за клочка бумаги повергла
автора в ужас. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог
снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду?
Все похоже на правду, все может статься с человеком». И что же
может помочь человеку? Автор дает очень мудрый совет: «Забирайте
с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собой все человеческие движения,
не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна
грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно!».
Автор потрясен изображенной картиной скупости, даже скупости
извращенной. Он называет Плюшкина «прорехой на человечестве».
Если учесть, что само человечество нуждается в сильном оздоровлении,
то эта прореха страшна и губительна. Автор-психолог верно
нарисовал начало и конец человека, утрачивающего на пути своем
душевные качества. Чичиков же, в отличие от автора, мыслит другими
категориями и извлекает для себя большую выгоду, купив у
Плюшкина более двухсот душ по низкой цене. Но читателю так и
не удалось узнать тайные пружины сделки.