Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава XI)

Сочинение на тему «Краткое содержание Поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души» (Глава XI)»

Последняя глава тома. До этого момента Чичиков своим предприятием
(покупкой ревизских душ) был отправным моментом для
разоблачения различных характеров, зародившихся на необъятных
просторах России. Автор употребил свой талант на то, чтобы показать
Русь «хотя бы с одного боку». Он блестяще справился со своей задачей
и заставил читателя проигрывать в своем воображении все неожиданные
изгибы человеческой природы. Настала очередь Чичикова.
В 1-й главе автор рассказывает биографию Чичикова и, наконец,
приоткрывает занавес над «тайной» этого героя. Жизнь Чичикова-
это жизнь (чуть ли не с детства) приобретателя. Гоголь едва ли не
первый угадал этот зарождавшийся в России тип в самом его начале.
Автор выразил свое отношение достаточно точно: «Припряжем
подлеца».
Детство Павлуши сиротское, без материнского тепла, без ласки.
Отец, отправляя его на обучение в город, в училище, давал наставления:
«С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если
уж на то пошло, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при
случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого,
а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и
копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель
тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст,
в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь
копейкой». Павлуша с отцом более не встречался, но слова его «заронились
глубоко ему в душу». И в дальнейшем жизнь Павлуши
строилась строго по заданному наставлению. Из данной отцом полтины
не издержал ни копейки, а напротив — сделал к ней приращения.
Слепил из воска снегиря, выкрасил и продал очень выгодно. Закупал
на рынке продукты, садился в классе около тех, кто был побогаче
и продавал голодным товарищам булку или пряник по цене, соответствующей
голоду. Были и другие ухищрения. Способностей он
был средних, ничем не блистал, но зато приобрел у учителей репутацию
тихого, прилежного мальчика с благонадежным поведением.
И никто из учителей не догадывался о подлых его проделках. Закончив
учебу и получив аттестат, Павлуша устроился на службу, правда не
без труда, и начал усердно служить. Это усердие заключалось в том,
чтобы быть у начальства на хорошем счету и быть всегда в нужное
время и в нужном месте. Но он никогда не забывал девиза своего
отца: «Копи копейку». Чичиков не был скуп и не копил ради денег.
Он мечтал о богатой жизни, о ее наслаждениях, мечтал о семье и о
детях, для будущей богатой и благополучной жизни он пускался
в различные авантюры, но все они заканчивались неудачно. Неудачи
не разочаровывали Чичикова в идее предпринимательства.
После смерти отца Чичиков продает дом за 1000 рублей и поступает
на службу, помня постоянно о том, что главное в жизни — это «копить
копейку». Беда, случившаяся с одним из учителей, не трогает
Павлушу, и тут только учитель понимает, как он в нем ошибся. Прекрасно
разбираясь в человеческой психологии, Павлуша, сделав лесть
своим главным оружием, ухаживает за некрасивой дочерью своего
начальника.
Строительство дома за казенный счет, в комиссии которого состоит
Чичиков, поднимается не выше фундамента, но зато появляется его
собственный дом. Однако, ему приходится расстаться с ним, потому
что приходит новый начальник, «враг взяточников», но Павел Иванович
верит в свою звезду, а эта звезда — «копи копейку».
Работая на таможне, он входит в сговор с контрабандистами, и это
приносит ему очень хороший капитал. Он уже мечтал о собственном
большом доме, о семье, о детях — Павел Иванович очень хотел
иметь потомство, но опять неудача… все же Павлу Ивановичу
удается спасти часть денег. И казалось бы, должен был Чичиков
присмиреть и с оставшимися десятью тысячами вести тихую, неприметную
жизнь, но, как пишет Гоголь: «Надобно отдать справедливость
непреодолимой силе его характера <...>. Он был в горе,
в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы,
негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться
от новых попыток». У него родилась поистине грандиозная
по своему масштабу и дерзости исполнения идея покупки у помещиков
душ, числящихся по ревизской сказке живыми, но на самом
деле умершими, и продажи их государству по очень высокой цене.
Но читатель уже знает, что идея эта провалилась.
Автору важно определить, кто такой Чичиков, и почему герой
такого плана интересует его. В главе о двух типах писателей автор
признает себя писателем, которого интересует современность. А в современной
жизни появилось новое явление — предпринимательство.
«Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет
дает название не очень чистых, но, продолжает автор, мудр тот, кто не
гнушается никаким характером, но вперя в него испытывающий взгляд,
изведывает его до первоначальных причин. Быстро все превращается в
человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный
червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки».
Автор опять появляется в поэме для того, чтобы своей волей
перейти от низких предметов к вещам высоким и пророческим. У России
есть свой путь — путь духовного возрождения. И никакие Чичиковы
не могут помешать России идти по своему предначертанному
пути. Тройка и бричка Чичикова превращаются в птицу-тройку, выносящую
Русь на нескончаемую дорогу духовных преобразований.
Пока вокруг расстилается неприглядный пейзаж, сердце замирает
от бесприютности, но ему, автору, видится в далеком далеке другая
Русь, ведущая за собой другие народы и другие страны к обновлению.
«В дорогу, в дорогу!»
По замыслу Гоголя, ничтожный герой должен был преобразиться
в идеального, но, как известно, некоторые главы второго тома
были сожжены, а третий том вообще не написан.