Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Краткое содержание пьесы Чехова А.П. «Вишневый сад» ( Действие первое )

Сочинение на тему «Краткое содержание пьесы Чехова А.П. «Вишневый сад» ( Действие первое )»

Экспозиция. Ожидание приезда Раневской из Парижа. Особое
внимание необходимо обратить на паузы и авторские ремарки, создающие
психологическую атмосферу каждой сцены.
Время первого действия — ранняя весна, цветут вишневые деревья,
но холодно (красота и холод — соединение контрастов предваряет
все сцены).
На сцене Лопахин. Монолог выдает личность, не совсем уверенную
в себе, он волнуется, но в то же время горд своим положением
богатого человека. Он тянется к знаниям, но книги наводят на него
сон. «Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул». После
паузы Дуняша говорит о своем. Вообще это сцена, предваряющая
приезд Раневской, вводит читателя и зрителя в дом, где каждый
говорит и думает о своем. Этим Чехов создает атмосферу отчужденности
и разобщенности.
Начало действия. Завязка. Появляется Любовь Андреевна вместе
с дочерью Аней и гувернанткой. И опять все говорят невпопад:
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная
комната… Я тут спала, когда была маленькая. (Плачет.) И теперь я
как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя
вот по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала…
(Целует Дуняшу)
Гаев никак не реагирует на слова сестры, хотя они не виделись
пять лет. Он говорит о себе.
Гаев: Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
И тут же реплика Шарлотты, ну совсем не к месту.
Шарлотта (Пищику): Моя собакаи орехи кушает.
И таких примеров можно привести много.
В первом действии все герои самохарактеризуются и характеризуются.
Раневская в центре внимания. Она эмоциональна, даже
чересчур. Очень эмоциональные натуры, как правило, бывают равнодушны
к страданиям других. Раневская довольно легкомысленна,
и она не хочет понимать настоящее положение вещей, и при том,
что Ане приходилось экономить в Париже каждую копейку, она
содержала лакея Яшу, наглеца и хама. Раневская излишне сентиментальна,
даже смешна в своей сентиментальности. «Шкафчик мой
родной… {Целует шкаф) Столик мой…
Гаев: А без тебя тут няня умерла.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (садится и пьет кофе): Да, царство
небесное. Мне говорили».
Автор ремаркой (садится и пьет кофе) демонстрирует ее природную
черствость. Гаев еще более смешон в своем обращении к шкафу, как
к одушевленному предмету. Высокопарные слова — и вещь, возведенная
в высшее существо. Гаев похож на великовозрастного
младенца, «проевшего свое состояние на леденцах». Речь Гаева состоит
из бильярдной лексики, он к месту и не к месту вставляет слова
из бильярдного лексикона.
И Варя, и Гаев высказывают мысль о том, что Любовь Андреевна
не изменилась; все так же легкомысленна и сорит деньгами. Раневская
и Гаев находятся в сложном положении — имение идет с молотка,
продается вишневый сад. По репликам и разным прожектам, о которых
они говорят, обнаруживается, что они не в состоянии принять какое-
либо решение, способное спасти от разорения. Лопахин предлагает
свой вариант: отдать имение под дачи — вырубить вишневый сад.
Это начало конфликта, но не между людьми, представляющими разные
сословия, а между прошлым и настоящим. Вишневый сад — это
прошлое дворян, в котором присутствовала красота, но они не смогли
сохранить эту красоту. Лопахин предлагает отказаться от привычек
прошлой праздной жизни и реально посмотреть правде в глаза.
Но ни Гаев, ни Раневская не понимают такого трезвого отношения
к жизни. Тут нет ни социального, ни личностного конфликта, тут
само время таит в себе конфликт.
Появляются другие действующие лица. Слуга Фирс все время
говорит невпопад, но он стар, ему простительно, к тому же забота
о господах превратилась у него в привычку, ставшую его натурой.
Самый неприятный персонаж — это лакей Яша. Говорят, слуги — это
зеркало господ, получается, что у Раневской довольно кривое зеркало.
Петя Трофимов — вечный студент, был когда-то учителем Гриши,
сына Раневской, утонувшего в пруду. Он сам себя характеризует как
«облезлого барина».
Нелепая фигура Пищика только подчеркивает атмосферу разобщенности.
В общем, первое действие заканчивается светло, радостно.
Еще есть надежда на то, что сад будет спасен.