Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Краткое содержание пьесы Чехова А.П. «Вишневый сад» ( Действие четвертое )

Сочинение на тему «Краткое содержание пьесы Чехова А.П. «Вишневый сад» ( Действие четвертое )»

Финал. Декорации первого действия, но уже атмосфера отъезда.
Лопахин помогает с отъездом. Петя в диалоге с Лопахиным добавляет
еще один штрих к характеристике Ермолая Алексеевича: «У тебя тонкие,
нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»
В этой ситуации есть одна очень тонкая деталь. Лопахин предлагает
деньги Пете, но тот отказывается, мотивируя тем, что свободному
человеку они вовсе не нужны. Торжество Лопахина снижено:
«Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек.
И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не
имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится
по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас,
я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью,
какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»
Петя представляет собой будущее, вернее, он высказывает мысли
о прекрасном будущем, где нет ни богатых, ни нищих, а есть высшее
счастье и высшая правда. Но готов ли Петя реализовать своим
собственным примером эту высшую правду?
На вопрос Лопахина: «Дойдешь?», — Петя отвечает: «Дойду». Но
тут авторская ремарка (пауза), которая указывает на нерешительность.
Далее уже увереннее: «Дойду, или укажу другим путь, как
дойти». И опять авторская ремарка: «Слышится, как вдали стучат
топором по дереву», — снижает пафос его слов. Топор-то стучит,
уничтожает красоту, и уничтожит, пока Петя будет искать дорогу
к высшей правде.
На протяжении всего действия много разговоров о Фирсе, все
беспокоятся о нем, проявляют заботу. Раневская и Гаев уже не печалятся,
строят планы на будущее. Наконец настала последняя минута
прощания. Гаев и Раневская при прощании искренне плачут, расставаясь
друг с другом. Раневская уезжает в Париж, Аня остается,
Гаев тоже. Казалось бы, все. Но нет, финальная сцена- ключ к пониманию
смысла пьесы. На сцене остается Фирс в запертом доме. Его
забыли!!! Забыли человека, преданного и верного, отдавшего свою
жизнь этому семейству. Сколько прекрасных слов сказано о саде,
о молодости, о счастье, но все это только красивые слова. Последняя
сцена с монологом трагична по своему выражению. Трагичность
усиливается и звуком лопнувшей струны, «замирающим, печальным».
И в тишине раздается стук топора, вырубающего сад. Рубить
деревья в прекрасном саду — уничтожать красоту, овеянную чувством
прошлого. Но настоящее глухо к красоте. «Вишневый сад» — это
символ красоты, одухотворенной поэзией прошлого, помещичьих
усадеб, которые сейчас гибнут, разоряются. Вишневый сад символизирует
уход из жизни дворянства как класса. Стучит топор, возвещая
приход нового хозяина, который знает цену богатству. Неужели за
ним будущее, в котором нет места красоте? Но есть еще молодое поколение
в лице Пети и Ани. Они мечтают «насадить» новый сад, еще прекраснее
этого. Возможно, вишневый сад — это и символ красоты, и символ
созидания, и символ разрушения.
Вначале название пьесы было «Вишневый сад», но тогда бы
исчезла поэзия, и не было бы никакого символа.