Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Кто он, герой Чехова

Сочинение на тему «Кто он, герой Чехова»

Творческое наследие А. П. Чехова велико и многообразно. Писатель
создал целую галерею героев — своих современников. Рассказы
и повести Чехова складываются в пеструю мозаику, отражающую
российскую действительность 80-90-х годов XIX века. Попытаемся
сформулировать, какой человеческий тип открыл писатель.
Как правило, это образованный человек: врач, помещик, чиновник,
занимающийся своим делом, но не получающий от этого морального
удовлетворения. Герой Чехова недоволен собой, окружающей действительностью,
но не находит душевных сил для решительных
поступков, способных как-то переменить тягостное существование.
Он не может дать счастья ни себе, ни другим. Рассмотрим три рассказа,
в которых по-разному обрисован типично чеховский герой:
«Ионыч», «О любви», «Дама с собачкой».
В рассказе «Ионыч» показана деградация личности молодого доктора,
который за несколько лет теряет лучшие свои качества и превращается
в Ионыча — жадного, жирного, раздражительного эгоиста.
Поначалу Старцев подавал надежды: годами добросовестно трудился
в земской больнице, не гнался за деньгами, мог энергично пройти
пешком большое расстояние до города, влюбился в Котика, дочь
самых интеллигентных родителей в С. Но личная жизнь героя не
сложилась, пошлое окружение стало постепенно затягивать его в какое-
то болото бесцельного существования, ограниченного эгоистическими
интересами. Старцев вяло сопротивляется: он еще способен
романтически отправиться ночью на кладбище, где Котик шутки ради
назначила ему свидание, он критически смотрит на обывателей, за
что получает прозвище «поляк надутый». Но внутренняя сила героя
невелика, и вскоре горожане обращаются к нему просто «Ионыч»
и сам он не помышляет ни о чем, кроме накопления денег да их
выгодного вложения.
Помещик Алехин из рассказа «О любви» закончил университет
и занялся хозяйством у себя в деревне. Ему казалось, что он сможет
совмещать сельскохозяйственные работы и культурные занятия, но
вскоре выяснилось, что заботы по имению забирают все его силы.
Зашедшие к Алехину в гости охотники видят перед собой измученного
человека, который крутится как белка в колесе, хотя ни склонности,
ни желания хозяйствовать на земле у него нет. Наиболее яркий пример
неспособности Алехина совершить поступок, изменивший бы
его жизнь к лучшему, — это безнадежная любовь к жене приятеля.
Алехин становится другом семьи, понимает, что любовь его взаимна, но
боится разрушить чужое «счастье». В результате несчастны все: и Алехин,
и любящая его женщина, и ее муж, чувствующий равнодушие жены.
Только в рассказе «Дама с собачкой» перед героями в финале
брезжит надежда на лучшее. Главный герой, Гуров, давно изменяет
жене. Для него это способ разогнать скуку, отвлечься от пошлых,
бессмысленных будней. С этой же целью приезжает впервые одна
в Ялту героиня рассказа — Анна Сергеевна. У героев завязывается
банальный «курортный роман». Однако вернувшись в Москву, Гуров
не может забыть Анну Сергеевну, как забывал других женщин. Он
снова встречается с ней, и герои понимают, что любят друг друга.
Их любовь — единственное, что придает жизни обоих смысл. Чехов
оставляет героев накануне решающих жизненных шагов.
Итак, писатель сумел отобразить современный ему тип человека,
чувствующего ущербность собственной жизни, но не решающего
изменить ее. В рассказах Чехова как будто ничего не происходит, но
мы, читатели, ощущаем какой-то внутренний протест против пассивности
чеховских героев. Наверное, именно такую цель и ставил
перед собою писатель: пробудить человека от будничной спячки,
подтолкнуть его к решительным поступкам.Творческое наследие А. П. Чехова велико и многообразно. Писатель
создал целую галерею героев — своих современников. Рассказы
и повести Чехова складываются в пеструю мозаику, отражающую
российскую действительность 80-90-х годов XIX века. Попытаемся
сформулировать, какой человеческий тип открыл писатель.
Как правило, это образованный человек: врач, помещик, чиновник,
занимающийся своим делом, но не получающий от этого морального
удовлетворения. Герой Чехова недоволен собой, окружающей действительностью,
но не находит душевных сил для решительных
поступков, способных как-то переменить тягостное существование.
Он не может дать счастья ни себе, ни другим. Рассмотрим три рассказа,
в которых по-разному обрисован типично чеховский герой:
«Ионыч», «О любви», «Дама с собачкой».
В рассказе «Ионыч» показана деградация личности молодого доктора,
который за несколько лет теряет лучшие свои качества и превращается
в Ионыча — жадного, жирного, раздражительного эгоиста.
Поначалу Старцев подавал надежды: годами добросовестно трудился
в земской больнице, не гнался за деньгами, мог энергично пройти
пешком большое расстояние до города, влюбился в Котика, дочь
самых интеллигентных родителей в С. Но личная жизнь героя не
сложилась, пошлое окружение стало постепенно затягивать его в какое-
то болото бесцельного существования, ограниченного эгоистическими
интересами. Старцев вяло сопротивляется: он еще способен
романтически отправиться ночью на кладбище, где Котик шутки ради
назначила ему свидание, он критически смотрит на обывателей, за
что получает прозвище «поляк надутый». Но внутренняя сила героя
невелика, и вскоре горожане обращаются к нему просто «Ионыч»
и сам он не помышляет ни о чем, кроме накопления денег да их
выгодного вложения.
Помещик Алехин из рассказа «О любви» закончил университет
и занялся хозяйством у себя в деревне. Ему казалось, что он сможет
совмещать сельскохозяйственные работы и культурные занятия, но
вскоре выяснилось, что заботы по имению забирают все его силы.
Зашедшие к Алехину в гости охотники видят перед собой измученного
человека, который крутится как белка в колесе, хотя ни склонности,
ни желания хозяйствовать на земле у него нет. Наиболее яркий пример
неспособности Алехина совершить поступок, изменивший бы
его жизнь к лучшему, — это безнадежная любовь к жене приятеля.
Алехин становится другом семьи, понимает, что любовь его взаимна, но
боится разрушить чужое «счастье». В результате несчастны все: и Алехин,
и любящая его женщина, и ее муж, чувствующий равнодушие жены.
Только в рассказе «Дама с собачкой» перед героями в финале
брезжит надежда на лучшее. Главный герой, Гуров, давно изменяет
жене. Для него это способ разогнать скуку, отвлечься от пошлых,
бессмысленных будней. С этой же целью приезжает впервые одна
в Ялту героиня рассказа — Анна Сергеевна. У героев завязывается
банальный «курортный роман». Однако вернувшись в Москву, Гуров
не может забыть Анну Сергеевну, как забывал других женщин. Он
снова встречается с ней, и герои понимают, что любят друг друга.
Их любовь — единственное, что придает жизни обоих смысл. Чехов
оставляет героев накануне решающих жизненных шагов.
Итак, писатель сумел отобразить современный ему тип человека,
чувствующего ущербность собственной жизни, но не решающего
изменить ее. В рассказах Чехова как будто ничего не происходит, но
мы, читатели, ощущаем какой-то внутренний протест против пассивности
чеховских героев. Наверное, именно такую цель и ставил
перед собою писатель: пробудить человека от будничной спячки,
подтолкнуть его к решительным поступкам.