Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Элегия В. А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Элегия В. А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка)»

В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота — это «прощальная краса» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.

Элегия «Море» написана В. А. Жуковским в 1822 году. Противоречивое чувство рождается в моей душе после её прочтения. Светлое ощущение спокойствия и умиротворённости сочетается с неопределённым беспокойством и печалью. В каждой строке чувствуется красота и гармония мира, состоящая в его противоречивости. Обманчивость и непостоянство безмолвного моря придают стихии особую прелесть и неповторимость.

Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией, стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического субъекта своим драматическим напряжением и, одновременно, безмятежностью и неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн — морской и небесной. Море у Жуковского не свободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу — это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В то же время море, небо и буря — это символические образы. У Жуковского небо — символ безмятежности, покоя, красоты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный блеск возвращённых небес», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и образ души, летящей ввысь, — условное изображение идеала поэта, его стремление к неземному совершенству. В свою очередь, море не теряя черт настоящей водной стихии, является символом человеческой души.

Можно легко увидеть, что в стихотворении изменяется и развивается один центральный образ — образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно подобрал манеру написания стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к морской стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние. Элегический герой со стороны любуется не собой, а жизнью моря:

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни. Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах.

Важной особенностью данного стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:

Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:

И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает…

Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Неслучайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами» жизни может быть одержана только в напряжённой борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.

В данном стихотворении раскрывается тема мечты, которая виртуозно завуалирована поэтом. Только внимательно вслушавшись в каждую строку, читатель сможет разглядеть её:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..

 

Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, — основа жизни. Внутренние переживания, чувства и мысли лирического героя отражаются в морской стихии. Центральный

образ развивается, он не стоит на месте. Динамика развития происходит на фоне небесных сил, противопоставленных друг другу. Лирический герой описывает блеск небес в теплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить противопоставление света и тьмы. Лирический субъект так рисует жизнь моря и неба:

Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его;
Ты льёшься его светозарной лазурью
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.

В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».

По-особому звучат в романтическом контексте слова древней, традиционной книжности (славянизмы, архаизмы), придающие элегии высокую окраску. А мелодичность и музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повторы.

Стихотворение «Море» можно разделить на две смысловые части. Первая часть представляет собой начало элегии, состоит из четырёх строк. Лирическое обращение человека к морской стихии настраивает читателя на элегический лад. В первой части мы узнаем о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придаёт рифма и ритм. Данная элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью. Именно поэтому отсутствие рифмовки не столь заметно при чтении. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны. Читая каждую строку, мы ощущаем приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, то затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо закрывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу». Поэт использует такой синтаксический приём как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…». Это кульминация элегии. После этого море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.

Элегия «Море» по праву считается своеобразным манифестом Жуковского-романтика. Главное в ней — изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее к морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тосхси и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».