Марина Ивановна Цветаева — одна из немногих лириков, чья личность неотделима от творчества. Цветаева-личность и Цветаева-поэт не существуют отдельно друг от друга. В записных книжках Цветаевой есть одна запись: «О Боже ты мой, как объяснить, что поэт — прежде всего — СТРОЙ ДУШИ!» Лирика марины Цветаевой предельно искренна. В этом непреложный закон ее творчества. Посредством своей лирики она вступает в диалог с читателем, рассчитывая на встречную мысль. Таким образом, чтение лирических произведений поэтессы — неизменное сотворчество.
Особенно подкупает поэзия Цветаевой тем, что лирические строки раскрывают ее натуру — обаятельную, глубокую, сильную. Она никогда не делает ничего, что претило бы ей, самостоятельна всегда и во всем. Ее лирическая героиня обладает огромным даром любви к жизни, ко всем ее проявлениям. Наблюдая за лирической героиней, не устаешь удивляться, насколько разной она может быть — ласковой, нежной, страстной, упрямой, дерзкой, надменной и ранимой. Илья Эренбург, хорошо знавший поэтессу в молодости, писал: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок». Героиня Цветаевой принимает все то, что на первый взгляд может показаться абсолютно противоположным. Ей претит ограниченность во всех проявлениях.
Она отвергает ограниченность в чувствах, во вкусах, в привязанностях… Она говорит о том, что никогда и ни в чем «не знала меры». Эта безмерность не значит, что героиня всеядна, ею движет жажда полноты жизни. Лирическая героиня Цветаевой не испытывает страх перед стихией, потому что она сама является носителем стихийности. Поэтессу уже в раннем творчестве занимают вопросы о жизни и смерти, назначения человека, сущности человеческого бытия. Ее лирическая героиня доказывает, что все проявления души человека должны найти выход, реализоваться. Сила духа сквозит в каждой строчке ее стихотворения. Лирическая героиня — необыкновенно сильная личность, которая не приемлет безмятежного спокойного существования.
Действие, поступок — вот цель ее жизни. Но и ей, независимой и сильной, необходимы такие человеческие отношения, как дружба, любовь, взаимопонимание, чтобы ощутить свою надобность. Лирическая героиня Цветаевой ищет человеческого тепла, участия, поэтому идет к «чужим» и «своим» с «требованьем веры» и «просьбой о любви». Каким бы сильным ни был человек, одиночество, непонятость — самое страшное, что может случиться.