Ребенок из интеллигентной профессорской семьи. Марина Цветаева начала свою литературную деятельность в шестнадцать лет. Влияние матери, талантливой пианистки, ученицы А.Рубинштейна, сказалось на любви к музыке, природе. Как говорила сама Цветаева, стихи у нее были тоже от матери, она начала писать их с шести лет. Свой путь и свою значимость в русской поэзии Марина, тогда еще совсем молодая девушка, пророчески указала в одном из своих стихотворений. Цветаева свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» издала сама, в 1910 году, тогда она еще училась в гимназии. В сборник она включила свою лирику, написанную с пятнадцати до семнадцати лет. Ее стихи с восторгом встретил Максимилиан Волошин, заметил Валерий Брюсов. «Когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул через полуоткрытое окно в чужую картину…», — так описывал Брюсов стихи Марины. В них были разговоры с подругами, с сестрой, матерью, детская непосредственность, виделась в размышлениях о жизни, смерти, любви. Марина Цветаева была сложным и талантливым человеком. Держалась она всегда особняком, как вспоминают ее знакомые, настоящим другом для нее была сестра Анастасия, Ася. Рано утратив мать, Марина сразу повзрослела и приобрела предчувствие трагического, пронизывающего ее стихи.
После личного знакомства с Цветаевой с удивительным поэтом и человеком Максом Волошиным между ними возникает искренняя дружба. Она общается с московскими символистами, участвует в деятельности издательства «Мусагет». Выступает с Асей, читая свои стихи в два голоса, дуэтом. В дом приходят известные поэты, Марина переписывается с В.Розановым. Через два года после первого Цветаева выпускает второй сборник — «Волшебный фонарь», а в 1913 году выходит сборник «Из двух книг», в котором собраны лучшие стихотворения. Оба первых сборника — о доме ее детства, сказочном, волшебном своем мире. В первых стихах есть и ее юношеское преклонение перед кумиром — Наполеоном, и в связи с этим — восхищение творчеством Э.Ростана, написавшем пьесу «Орленок» о сыне Наполеона. После тех юношеских сборников не напечатали ни одного. Но стихи пишутся и становятся все отточенней. В Борисоглебском Марина Цветаева живет до эмиграции. Революция и гражданская война разлучают Цветаеву с мужем: он белогвардеец, остается за границей.
Цветаева воспевает и поэтизирует белую гвардию в книге стихов 191701921 годов «Лебединый стан», но одинаково осуждает за кровопролитную войну и белых, и красных. Поэтесса совершенно неприспособленная к быту, живет в ужасных условиях; умирает от голода ее вторая дочь, Ирина. Лирика этого периода принизана ожиданием известий от мужа, скорбью по умершему ребенку. Марине Ивановне с дочерью Алей удается получить из-за границы весть от Эфрона и уехать к нему в 1922 году. Вдали от России ее ждут бесконечные скитания, безденежье, невозможность совместить творчество с заедающим душу бытом. Но вместе с тем, впереди были и большие поэтические достижения. Талант Цветаевой вдали от родины обрел мощную силу и зазвучал по-новому.