Особенностью творчества писателя является то, что все политические и социальные проблемы он переносит в нравственный план. По Толстому, лучшие герои — это люди, способные к развитию, душевным переживаниям, которые ошибаются, но не останавливаются, идут дальше, ищут более верные пути. А статично застывшие, не стремящиеся к усовершенствованию, пусть даже идеальные внешне (Элен), не вызывают симпатии ни у автора, ни у большинства читателей.
Одним из положительных героев романа-эпопеи «Война и мир» является князь Андрей Болконский, который ищет свое место в жизни, желая принести пользу обществу.
Путь исканий персонажа начинается с того, что он презирает условности света, неестественность (взаимоотношения в салоне А.П. Шерер), хочет поступить на военную службу. Он сам говорит, что эта жизнь не для него, так как она, с его точки зрения, бесполезна. Идя на войну, князь хочет обрести себя как личность, способную быть полезной. Он считает себя тем человеком, за которым пойдет армия, весь народ, который один может спасти всех. Но приходит разочарование и в военной службе, Андрей понимает, что в одиночку ему ни с чем не справиться, что только всем вместе можно победить. Рушатся его представления об идеальности личности Наполеона. Болконский видит мелочность и несовершенство этого человека. Князь Андрей решает для себя, что даже если враги подойдут к Лысым Горам (его родовое поместье), то все равно не станет сопротивляться и сражаться против них.
После войны 1805—1807 гг. Болконский полностью посвящает себя хозяйственным делам в своем имении, уединившись и не встречаясь ни с кем, кроме родственников. Когда Пьер приезжает к нему, он замечает перемены, произошедшие в характере его друга: некоторое безразличие, апатию. «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезнь) — вот вся моя мудрость теперь», — говорил Андрей. Даже чисто внешне изменился князь: он стал «нахмуренным и постаревшим», «взгляд был потухший, мертвый», в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость». Но Болконский все равно возвращается к жизни, и происходит это после поездки в Отрадное, когда он встречает Наташу Ростову, живую, естественную, непосредственную, и понимает, что он никому не нужен, что до его жизни, никому, кроме близких, нет дела. И Андрей продолжает путь исканий, поступая на государственную службу, желая принести пользу пусть не на военном, так на мирном поприще. Болконский с рвением берется за дело, разрабатывает планы, пытается что-то изменить, но опять же встречает неестественность, показушность, нежелание действовать на благо Отечества окружающих его людей (Сперанский). Приходит разочарование и в государственной службе.
Единственным душевным спасением для князя Андрея теперь является его любовь к Наташе Ростовой. Эту девушку он увидел еще в Отрадном, может, отчасти благодаря ей князь покинул свое уединение и вернулся к общественной жизни. Следующая их встреча произошла на первом для Наташи балу, здесь Андрей понял, что эта хрупкая, подвижная девушка сыграет немаловажную роль в его судьбе.
Князь осознает, что не все еще для него потеряно, что жизнь не кончена, что лучшее и прекрасное впереди. Но и здесь судьба приносит ему разочарование: Наташа, молодая и неопытная, в поисках чего-то нового, оставляет князя Андрея, увлекшись Анатолем Курагиным. Это было сильным ударом для Болконского. Он не смог сразу понять и простить Наташу, хотя до этого в разговоре с Пьером он говорил о необходимости глубокого и объективного осознания внутреннего мира падшей женщины.
Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви — все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 года. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает и прощает Наташе ее проступок.
Казалось бы, теперь все должно быть хорошо, но нет: Болконский умирает. Его смерть связана с философским мировоззрением самого Льва Николаевича Толстого, который считал, что любить всех (как князь Андрей) — это значит не любить никого, то есть не жить. В рамках своего романа автор ставит земную любовь со всеми ее ошибками выше христианской.