Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> М. Горький: «правда — бог свободного человека» (спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»)

Сочинение на тему «М. Горький: «правда — бог свободного человека» (спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»)»

Что такое — правда?
Горький
…Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!» И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…». Я этого очень боюсь.
А пока мы ожесточенно спорим о правде, может быть, есть смысл перечитать давно прочитанное в школе? Заглянуть — уже без «помощи» критики — в старые книги и увидеть там новое, неизвестное?
Итак…
Много лет спорят между собой на сцене и на страницах учебника литературы о правде два горьковских героя — Лука и Сатин. И, разумеется, побеждает последний. Но, может быть, он не совсем прав? Мы взываем к милосердию, мы учимся жить в непростом мире — иначе мы погибнем. И стоит подумать, кто сегодня нам ближе — беспощадный Сатин или Лука?
«Ложь — религия рабов и хозяев…» А была ли ложь? Был Лука, принесший утешение страдающей, больной женщине. Ну кто бы из нас на месте Анны захотел услышать: «Умирай поскорее!» Кто не ждет сострадания, милосердия? Ведь у Анны была не просто физическая боль, а надломленная, измученная душа. И в последние минуты жизни она нашла сострадание, утешение. Их дал Лука.
Утешительная ложь… Как за соломинку, хватается за нее Актер. Человек жив, пока есть надежда. И Актер надеется. Все будет хорошо, он вылечится, вернется на сцену… Начнется новая жизнь, она, по сути, уже начинается. Но появляется Сатин с холодными, отрезвляющими словами, явно смеющийся над Актером. Страшный итог — еще одна загубленная жизнь.
От чего погиб Актер? От правды Сатина или от лжи Луки? И снова — а была ли ложь? Было утешение, сочувствие, участие, была надежда. А ложь?.. Что предпочтет каждый из нас: пусть иллюзорную, но надежду или страшную, безысходную, но правду?
«Вовремя человека пожалеть… хорошо бывает». Вовремя! Пока он не опустился в бездну неведения и отчаяния. Это — не уход из жизни, это ее спасение. Почему Клещ отвергает правду? Почему проклинает ее? Не потому ли, что правда в том, что он — на самом «дне» жизни, и выхода отсюда не будет? Ведь человеку всегда свойственно стремиться к лучшему.
Почему, когда Пепел настойчиво требует от Луки правды, тот отвечает: «Она, правда-то, может, обух для тебя»? Правда — грозное оружие, с ней надо обращаться осторожно, она может ранить и убить, она может искалечить жизнь. Это понял Лука, это он пытается донести до нас.
А Сатин? Разве он не понимает этого? Понимает. Но… Он независим, он горд и в гордыне своей многого не видит. Он не знает и не хочет знать утешения. Он называет ложью мудрость старика Луки. Сатин — максималист. Однако и он будет нуждаться в утешении.
Лука и Сатин не могут существовать друг без друга. Они — части единого целого. И оба они правы, и оба они говорят правду. Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде. Но без права говорить правду человек не может быть по-настоящему свободен. «Человек — вот правда!» И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…» Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда. И только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать.