«Маленький человек» — это не новая тема. Очень много писателей обращали внимание читателя на роль личности в истории. Этот вопрос, на самом деле, очень важен. Ведь в истории очень часто встречались моменты, когда один человек пытался изменить многое. На фоне всего мира одна личность — это действительно мало. Но что если этого достаточно? Может ли один человек что-то сделать?
Перед тем, как данная тема начала появляться в произведениях Гоголя, она часто встречалась в творчестве Пушкина. Если сравнивать этих двоих авторов, то мы сможем найти действительно много похожего. Мы даже знаем, что они были знакомы, и что очень часто идеи для творчества Гоголю подавал Пушкин. Такое общение очень сильно влияло на автора «Мертвых душ». Так что не удивительно, почему тема «маленького человека» является главной в произведениях обоих писателей.
Итак, что же входит в понятие «маленький человек»? В первую очередь, в поэмах Н.В. Гоголя «маленький человек» — это такой тип социального человека, который чувствует себя бессильным перед судьбой и всеми трудностями, которые она в себе несет. Чаще всего это тот человек, который часто поддавался унижениям от вышестоящих людей. «Маленький человек» — это личность, с которой не считаются, которую не замечают и которая просто теряется в серой толпе.
Особенностью «маленького человека» в том, что он постоянно живет в своих мечтах и иллюзиях. Занимая самую простую должность, он может представлять себя королем всего мира. Он может встречаться с девушкой, которая очень далека от того, чтобы ее называли красавицей, но для него она как неземное существо, которое освещает все вокруг.
«Маленький человек» живет действительно скудно. Но, что самое странное, он не пытается что-то с этим сделать. Такое чувство, что его устраивает такое положение вещей. Такой человек может всю свою жизнь провести в маленькой коморке и перебирать документы начальника или мыть полы в огромном доме, мечтая о том, что это его собственность. Такой человек видит и свое положение и понимает, что хочет получить, но абсолютно бездействует. Бывает, что этот человек будет терпеть очень много унижений, но однажды придет момент, когда весь гнев и все раздражение выйдет наружу. Тогда он начнет бунтовать. Но это не приведет ни к чему. Он только усугубит свое положение.
Для Гоголя эта тема очень близка, ведь однажды он сам побывал в такой оболочке. Как только он приехал в Петербург, то был вынужден работать чиновником, которому едва хватало денег на жизнь, был бедным художником и бедняком. Занимая такое низкое положение в обществе, даже покупка шинели для него была невозможна. Пережив на своем опыте все трудности такой жизни, Гоголь как никто другой смог описать все подробности, как материальные, так и душевные.
В творчестве писателя город Петербург всегда описывается как страшное место, где любые отношения обязательно построены на лжи и обмане. Здесь главное место занимает пошлость, подлость и разврат. Таким «маленьким человеком» можно назвать героя «Невского проспекта» художника Пискарева. Он также стал жертвой действительности. Как и многие представители таких людей, как он, Пискарев терпел неудачи из-за собственных иллюзий. Познакомившись с продажной женщиной, он представил ее себе, как идеальную и прекрасную даму. Полюбив ее, для него было очень тяжело осознать правду. Он так сильно хотел снова увидеть ее, что стал принимать наркотики, вследствие чего, и умер.
Еще один пример — Акакий Акакиевич Башмачкин. Будучи «маленьким человеком», он больше всего мечтал о новой шинели. Материальная вещь стала для него смыслом жизни. Это показывает, насколько мелочный этот человек. Когда ему все-таки удалось сделать покупку, он столкнулся с новой бедой — шинель украли. Акакий был настолько поражен этим, что сразу же обратился за помощью к вышестоящему лицу. Тот в помощи отказал. Для него это было действительно горе. Он был так сильно потрясен этим, что вскоре умер. Протест внутри этого человека вышел только после смерти. Он показан нам в виде призрака, который постоянно мстит, снимая со всех шинели. Его душа нашла покой только тогда, когда он снял шинель с того самого вышестоящего лица.
Наиболее трагичным «маленьким человеком» Гоголя является Аксентий Поприщин — герой «Записок сумасшедшего». Этот человек занимает самое низкое место в социальной лестнице. Но мечты у него более высокие. Он хочет стать наравне со всеми значительными людьми Петербурга. Аксентий выделяет еще и тем, что у него есть план, как можно достичь желанную цель. Он хочет жениться на дочери начальника департамента. Но в итоге он столкнулся с тем, что его мечта не может стать реальностью. Это приводит его в отчаяние, и он сходит с ума.
Конечно, Гоголь постоянно жалеет своих героев, вспоминая, как сам проходил этот путь. Но в то же время, главная цель, с которой он показывает нам таких персонажей, — это его желание донести до каждого, как легко опуститься до такого уровня и что нельзя этого допустить.
Во многом винит он Петербург, считая это место пропастью, где человеческие души страдают от собственных иллюзий. Но, не смотря на место, где находится человек, все зависит от него лично. Не нужно гнаться за красивой оболочкой. Ведь часто за ней скрывается пустота. Твой внутренний мир намного ценнее.