Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> «Манилов и Собакевич» (Мертвые души)

Сочинение на тему ««Манилов и Собакевич» (Мертвые души)»

Н. В. Гоголь обладал удивительным талантом создавать на страницах
своих произведений живые человеческие характеры. Казалось
бы, нынешняя действительность ничем не напоминает гоголевские
времена. Однако мы по-прежнему сравниваем с Плюшкиным какого-
нибудь скрягу, с Ноздревым или Хлестаковым — безответственного
хвастуна, с Чичиковым — ловкого мошенника. Гоголь создал не
просто типичные для своего времени образы помещиков или чиновников,
а обобщенные человеческие характеры, которые встречаются
в любую эпоху. Какие детали и приемы использует писатель
для обрисовки характеров? Попробуем разобраться в этом, сравнив
двух героев «Мертвых душ» — Манилова и Собакевича.
Вначале Гоголь описывает деревню и усадьбу каждого помещика,
выделяя яркие детали, передающие индивидуальность героя. В Ма-
ниловку Чичиков приезжает в какой-то «не то ясный, не то мрачный
» день «светло-серого цвета». Лес вдали темнеет «скучно-синеватым
цветом». Такая неопределенная, размытая цветовая гамма отражает
отсутствие ярких черт в характере Манилова. Большая деревня
тоже производит тоскливое впечатление: между «серенькими»
избами не видно ни одного деревца. Усадьба Манилова располагается
«одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам».
Полной нелепостью выглядит посреди этого запустения «Храм уединенного
размышления» — беседка перед заросшим прудом. Заметно,
что хозяин витает в облаках и не обращает внимания на окружающую
обстановку.
Деревня и дом Собакевича смотрятся иначе. Этот помещик не
думает о красоте или изяществе, его заботит только прочность. Деревня
его велика, и крестьянские избы «срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует». Дом Собакевича напоминает
бревенчатую крепость: «даже колодец был обделан в такой крепкий
дуб, какой идет только на мельницы да на корабли». Нетрудно
догадаться, что Собакевич печется о своем хозяйстве.
Описание обстановки в домах помещиков тоже служит для раскрытия
их характеров. В усадьбе Манилова бросается в глаза контраст
между какой-то претензией на изящество и запущенностью.
В гостиной рядом с щегольской мебелью годами стоят обтянутые
рогожей кресла, некоторые комнаты вовсе пусты, на стол подаются
два подсвечника: «очень щегольской» и «медный инвалид». Ни Манилов,
ни его жена не интересуются «низким» бытом. Интерьер
в доме Собакевича отличается тяжеловесностью и надежностью.
Стены увешаны портретами греческих полководцев, мебель поразительным
образом напоминает хозяина: «каждый стул, казалось
говорил: «И я тоже Собакевич!»
Гоголь использует и прямую авторскую характеристику героя.
Описывая Манилова, он отмечает какую-то излишнюю слащавость
в его внешности и манерах. В первый момент он мог показаться человеком
приятным, но вскоре становилось ясно, что душа его пуста.
У Манилова отсутствовал «свой задор», не было никаких интересов.
Он проводит время в нелепых и бесплодных мечтаниях: «от
дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный
мост». Безделье не томит Манилова: он два года «читает» книгу на
четырнадцатой странице и аккуратно выкладывает на подоконнике
горки табачного пепла.
Изображая внешность Собакевича, Гоголь использует развернутое
сравнение природы с мастером, который отложил мелкие инструменты
и грубо тесал топором. Собакевич во всем напоминает медведя: фигурой,
походкой, цветом фрака, даже именем. В общении он такой же
медведь: подолгу молчит, а потом говорит что-нибудь грубое. Чичиков
называет Собакевича «человек-кулак», то есть навсегда замкнувшийся
в узких интересах своего хозяйства. Гоголь прибегает к приему гиперболы,
показывая невероятное обжорство Собакевича.
Речь героев точно соответствует их характерам. Манилов постоянно
прибавляет к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы: «ротик
», «кусочек», «душенька». О городских чиновниках он отзывается
не иначе, как «предпочтеннейший» и «прелюбезнейший». Сыновей он
назвал с непонятной и смешной претензией: Фемистоклюс и Алкид.
Собакевич, напротив, ругает весь город. Председатель палаты у него
«такой дурак, какого свет не производил», губернатор — «первый
разбойник в мире», полицеймейстер — «мошенник». Иностранные
повара и доктора — обманщики, «просвещенье — фук!».
По-разному ведут себя герои, когда Чичиков предлагает им продать
«мертвые души». Манилов несколько минут сидит с раскрытым
ртом, однако, убедившись, что Чичиков не сошел с ума, соглашается
отдать ему «мертвых» задаром. Собакевич невозмутимо
выслушивает предложение Чичикова и хладнокровно назначает
цену в сто рублей за душу. После долгого и мучительного торга герои
сходятся на двух с половиной рублях.
Итак, Гоголю удается живо обрисовать характеры героев при
помощи ярких художественных деталей. Писатель использует различные
способы характеристики героев: напрямую от автора, через
описание окружающей обстановки и речь персонажей. Несмотря
на явное различие в характерах, Манилова и Собакевича объединяет
их внутренняя пустота, пошлость, отсутствие высших интересов.
Именно помещики являются, по мысли автора, настоящими «мертвыми
душами».