Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Мастерство Чехова в раскрытии идеи произведения (На примере рассказа «Студент»)

Сочинение на тему «Мастерство Чехова в раскрытии идеи произведения (На примере рассказа «Студент»)»

Рассказ относится к произведениям, в которых Чехов обращается
к духовному сословию, к проблемам веры и безверия. Этот рассказ,
небольшой по объему, исследует одну из важных проблем духовного
сознания — преодоления ненависти в человеческом обществе, являющейся
причиной разобщенности людей.
Начало рассказа. Студент духовной академии Иван Великополь-
ский в пятницу Страстной Седмицы, в Великий Пост (эту пятницу
нужно проводить в церкви, ибо в этот день, по преданию, казнили
Христа), отправляется на охоту, и к концу дня его охватывает мрачное
настроение. Чехов не дает никакой оценки, он только констатирует
тот факт, что будущий священник, человек, посвятивший себя
служению Богу и людям, в этот страшный для христиан день идет
не в церковь, а на охоту. Он размышляет о потоке времени, о череде
времен, и это наводит на него смертную тоску.
«И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно
такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре,
и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же
дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня
кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут,
и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». Человек
имеет право на сомнение, но любое сомнение притягивает
ситуации, которые дают ответ сомневающемуся.
Проходя огородами, он встречает двух бедных вдов, которые грелись
у костра, и вспоминает те события, которые произошли много
веков назад, в такую же холодную ночь в Иудее. Он воспроизводит
довольно подробно, как апостол Петр трижды отказался от Иисуса,
которого любил без памяти: «Одна женщина, увидев его, сказала:
«И этот был с Иисусом»,… а он смутился и сказал: «Я не знаю Его».
Немного погодя кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал:
«Иты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился
к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он
третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух. И Петр,
взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на
вечере… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал
». В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакался горько». Воображаю:
тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся
глухие рыдания».
Зачем Чехов так подробно излагает евангельский сюжет о предательстве
Петра? Ответ находится во всей композиции рассказа
и в образе самого студента. Рассказ студента подается на иной основе,
в ситуации, когда сам рассказчик, вспоминая события многовековой
давности, как бы делает проекцию на себя. Он должен быть
в церкви, где проходят службы, наполненные особой скорбью по
распятому Христу. Не предательство ли это со стороны Ивана Ве-
ликопольского, ушедшего в этот день с ружьем на охоту? Он тоже предатель.
Рассказывая об апостоле Петре, он рассказывает о себе, говоря:
«Я не знаю его». Недаром сравнивает: «Петр грелся, вот как я теперь».
Женщины, сидя у костра, сопереживают рассказанному, и это
сопереживание помогает студенту осознать свое незримое единение
с Христом. Восстанавливается связь времен. Евангельские слова,
воздействуя незримо на сознание человека, преображают его, и непостижимым
образом светлеют мысли и исчезает мрачное состояние,
и он по-иному осознает жизнь.
«А когда он переправлялся на пароме через реку, и потом, поднимаясь
на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою
полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда
и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе
первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому,
всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще не земле;
и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, —
и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного
счастья овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной,
чудесной и полной высокого смысла».
Проследить процесс такого преображения и передать его в художественной
форме мог только человек глубоко верующий.