Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Мастерство Толстого в изображении внутреннего мира героев

Сочинение на тему «Мастерство Толстого в изображении внутреннего мира героев»

Главная особенность художественного метода Толстого — это проникновение
во внутреннюю природу человека. В романе «Война
и мир» Толстой делит своих героев не на положительных и отрицательных,
а на тех, кто способен к внутреннему изменению, и тех, кто
не способен к этому. При обрисовке тех или иных персонажей писатель
использует разные средства.
Отсутствие внутренней жизни для Толстого является поводом для
резкой критики. Красота воздействует на человека очищающе,
обращает его к высшим ценностям, а красота Элен порочна, порочность
лежит на ее открытых плечах, она кроется в ее «неизменной»
улыбке -улыбка всегда была на ее губах и предназначалась для всех.
Прием антитезы, любимый прием Толстого, усиливает уродливую
природу красоты — лицо Ипполита, ее брата, было безобразным, хотя
и повторяло черты сестры.
Основной прием, который использует Толстой для раскрытия
внутреннего мира героев, — это проверка их на высшие ценности
бытия. «Застывшие» персонажи не выдерживают этой оценки,
а любимые герои, проходя через испытания, приобретают духовный
опыт, обретают нравственную чистоту, приближаются к пониманию
смысла жизни.
Наполеон в романе лишен ореола гениальности, он изображен
скорее актером, играющим то роль полководца, то роль любящего
отца, то роль сострадательного человека, Толстой не дает ему ни одного
шанса быть искренним, потому что он нарушил нравственный
закон. «Высший свет» во главе с Анной Павловной Шерер тоже изображен
Толстым со злой иронией. Он использует сравнения из области
механической, животной, чтобы раскрыть фальшь, ненатуральность
чувств. Вечер у Анны Павловны сравнивается с прядильной мастерской:
«Вечер был пущен», «верхняя губка у маленькой княгини
была похожа на беличью», «Анна Павловна «угощала» всех виконтом
», и здесь Толстой употребляет сравнение с куском говядины.
По контрасту Толстой выделяет на этом вечере своих любимых
героев: князя Андрея и Пьера. «Андрей улыбнулся неожиданно доброй
и приятной улыбкой». «Пьер радостно, весело улыбнулся».
Улыбка — деталь, которой Толстой характеризует своих героев.
Толстой проводит любимых героев через испытания природой,
любовью и искусством. Эти три высшие сферы нашего бытия являются
самой верной проверкой для человека
Андрей Болконский открывает для себя высший смысл жизни
после сражения на Аустерлицком поле: «Все пустое, все обман, кроме
этого бесконечного неба». «Бесконечное небо», как признак высшей
духовности, уже не покинет князя Андрея. В следующий раз природа
опять спасла Андрея — встреча с дубом пробудила его к жизни,
к ощущению радости бытия. Дуб вырастает до символа жизни в ее
высоком значении.
Толстой вводит в роман картины природы для психологической
характеристики героев. Сцена охоты, пляска Наташи хороши не сами
по себе, а как средство пробуждения в Николае Ростове, Наташе
лучшего и прекрасного, как способ очищения от всего наносного,
разрушающего.
Искусство — та сфера, где также происходит очищение души.
Ярким эпизодом является сцена, когда Николай Ростов слышит
пение Наташи. Он был в состоянии, близком к самоубийству, из-за
крупного денежного проигрыша. Пение Наташи волшебным образом
подействовало на душу Николая, и ему тоже открылся тайный смысл
бытия, замутненный человеческим эгоизмом.
Глазами Пьера показана Бородинская панорама до сражения и после.
Прием контраста, использованный Толстым, вскрыл страшную природу
войны. Пьер ужаснулся человеческой жестокости, и все его
последующие действия и поступки были направлены на то, чтобы
исправить несправедливость.
Любовь способна изменить только людей, стремящихся к полноте
жизни, но она не способна изменить таких, как Элен, Анатоль
Курагин, Борис Друбецкой и др., потому что они не способны любить.
Андрей Болконский преображается под воздействием любви к Наташе,
ему открываются простота и естественность жизни.
Любимая героиня Толстого раскрывается в любви во всей своей
внутренней красоте, для нее любовь — это жизнь, и когда Андрей
оставил ее на год, потребность в любви, как потребность в жизни,
вылилась на Анатоля Курагина. Нравственное падение Наташи, пережитое
ею, подняло ее на еще большую нравственную высоту.
Толстой — великий мастер в обрисовке характеров. Им выбраны
очень высокие критерии оценок своих героев: любовь, природа,
искусство. Использование приема антитезы позволило ему ярче
и контрастнее выявить «живых» и «неживых» героев. Деталь Толстого
— говорящая деталь, позволяющая через повторение ее подчеркивать
и выделять основную черту личности героя («лучистые
глаза княжны Марьи», «зеркальный взгляд Сперанского», «голые
плечи Элен», «неизменная улыбка Элен», «черные, блестящие глаза
Наташи», «наивная улыбка Пьера»).