Раскрывая историко-литературное значение романа «Мать», его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка в ходе анализа таких вопросов, как выбор жизненного пути, важность идейно-теоретической подготовки и обогащения личности знаниями, проблема духовного единства поколений, и других, актуальных и для нашего времени, приблизит книгу к интересам нас, поможет прочесть ее с современных позиций. Безусловно, план изучения романа строится с учетом читательского восприятия читателей. Хорошо, если Читатель расскажет и о своем отношении к произведению, прочитает в классе любимые страницы, найдет место для прослушивания революционных песен («Смело, товарищи, в ногу», «Вихри враждебные…»), что поможет эмоционально шире войти в историческую эпоху, ощутить истоки оптимизма в романе.
Большой материал по этим вопросам дает история создания романа, ответы М. Горького читателям, его высказывания о литературе, но главный источник — вдумчивое самостоятельное чтение и перечитывание страниц книги.
Пусть Читатели сами скажут, в чем они видят актуальность романа «Мать». Тогда Читатель в процессе собеседования обогатит их представление о том, какую важную роль продолжает играть героическая поэма М. Горького о рабочем классе в современной идеологической борьбе. Сегодня особенно важен и дорог ее гуманистический пафос, призыв к всемирному братству народов. С особой силой звучит осуществившееся историческое предвидение Горького: «Россия будет самой яркой демократией земли!» Утверждая решающую роль революционного рабочего класса в социальном и нравственном обновлении человечества, роман «Мать» активно и страстно участвует в современной борьбе за социалистические идеалы. Сопоставление — один из ведущих художественных приемов в романе, поэтому сопоставительный характер разбора поможет глубже постичь замысел автора, политический и духовный рост героев в ходе революционной борьбы, неодолимость дела революции.
Реальные факты революционного Сормова, относящиеся к 1902 году,— история с «болотной копейкой», убийство сыщика, первомайская демонстрация, история жизни сормовского рабочего-революционера П. А. Заломова и его матери А. К- Заломовой,— как известно, легли в основу романа «Мать». Материалы о политическом выступлении сормовичей, расправе над ними, речи Заломова и его товарищей на суде, которые публиковались в ленинской «Искре», статьи о их героическом поведении на демонстрации и во время суда — все это было известно М. Горькому. Но книга о революционном рабочем движении была написана им только после 1905 года, после осмысления писателем опыта первой русской революции.
Общеизвестно, что прототипом главного героя романа был сормовский рабочий П. А. Заломов, но образ Павла вобрал в себя характерные черты многих десятков рабочих-революционеров. Об одном из них, Дмитрии Павлове, тоже нижегородце, Горький рассказал в очерке «Митя Павлов».
дце, Горький рассказал в очерке «Митя Павлов».
Хорошие результаты дает сопоставление фактического жизненного материала и текста книги. Так, например, в истории с «болотной копейкой» Заломов не участвовал. Главным действующим лицом в ней был рабочий Дорофеев, не принимавший активного участия в революционном движении. Горький увидел в этом факте глубокий смысл и сделал Павла Власова главным действующим лицом этого события. Отбор наиболее значимых, типичных фактов, политическое заострение их характерно для работы пи сателя над романом.
Читатели сопоставляют пейзаж в главе I и в сцене первомайской демонстрации, сравнивают отдельные реплики рабочих в эпизоде с «болотной копейкой» и многоголосие пробуждающейся рабочей массы на первомайской демонстрации, выступление Павла на митинге по поводу «болотной копейки» и его речь на суде и т. п.
Эта работа приведет их к выводу о том, что массовые сцены характеризуют революционное пробуждение рабочих, рост их социального сознания, а выбор писателем художественных средств позволяет создать яркие достоверные картины жизни.
На втором уроке Читатели выполняют самостоятельную письменную работу, выступают с докладами «А. К. Заломова и Пелагея Ниловна», «Жизненный путь Ниловны», «Трудное счастье матери».
Среди других вопросов, поставленных на обсуждение нас на этом уроке, предлагаем и такие: в каких сценах наиболее ярко раскрывается духовное возрождение Ниловны? Как Горький показывает сложность этого пути? Когда мать и сын стали родными по духу? Почему роман не заканчивается сценой суда над революционерами? Как последние главы способствуют более полному раскрытию идеи роста сознательности рабочих в революционной борьбе?
Рассматривая вопрос о типичности образа Ниловны, целесообразно также вернуться к истории создания романа и к его оценке современниками. Если рабочие-революционеры восторженно приветствовали книгу, то реакционная критика буквально вопила об упадке таланта писателя, о нереальности образа Ниловны. Даже передовые критики того времени не все сразу поняли значение образа Ниловны, оценили художническое видение Горького, создавшего новый, нарождающийся, завоевывающий мир характер.
Герои Горького несли в себе революцию, и поэтому книги Горького были книгами расцвета, а не вещанием страшного суда». Почему Писарев назвал роман «Мать» книгой «нужной» и «своевременной»? В чем выражается партийность этой книги? При подведении итогов Читатель может привести горьковское осмысление сущности социалистического реализма, что дает ключ прежде всего к пониманию героев его романа.
«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью.