Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Мечта Чехова о светлом будущем (По пьесам "Дядя Ваня", "Три сестры")

Сочинение на тему «Мечта Чехова о светлом будущем (По пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры»)»

Маша. Мне кажется, человек должен
быть верующим или должен искать
веры, иначе жизнь его пуста, пуста…

А. П. Чехов, «Три сестры».

Для меня Чехов как драматург открылся после просмотра спектакля «Чайка». Я был заворожен игрой актеров, интересным сюжетом драмы, умным чеховским словом. Это было еще до знакомства на школьных уроках с «Вишневым садом». Я заинтересовался Чеховым-драматургом, взял в библиотеке книгу его пьес и начал читать. Первой я прочитал пьесу «Дядя Ваня». Центральный персонаж пьесы Иван Петрович Войницкий переосмысливает свою жизнь, которая была принесена в жертву профессору Серебрякову, оказавшемуся не гением, как думал Войницкий, а бездарностью. Подлинный конфликт дяди Вани с Серебряковым -это столкновение человека, многое понявшего, но на решительные действия не способного, с философией Серебрякова, которая подавляет разум и волю человека. Войницкий пытается найти забвение в работе, но она у него не получается, потому что эта работа — только «чтобы занять себя чем-нибудь».

Энергичный, самоотверженный и талантливый доктор Астров убежден, что смысл человеческой жизни, главное в мире — это человек, в котором «все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Чехов показывает в образе Астрова уставшего интеллигента, у которого, по его собственным словам, «чувства притупились». Астров никого не любит, начинает опускаться, пить и в состоянии опьянения рисует «самые широкие планы будущего». И Войницкий, и Астров пытались «распрямиться», поняли умом необходимость обновления, но силы воли оказалось недостаточно. Они не видят настоящего смысла в своей работе, не видят, как говорит Астров, «вдали огонька». Интересна и героиня пьесы Елена Андреевна. Мне кажется, Чехов намеренно изобразил ее такой: нерасцвеченной, почти бесцветной. Наверное, для актрис это трудная роль, ведь по сути Елена Андреевна ничто. Она существует только как дополнение к Астрову, к дяде Ване, к той пустынности и заброшенности, в которой они живут. Астров скучает, дядя Ваня тоскует. И именно в силу своей неопределенности Елена Андреевна оказывается для каждого кем и чем угодно: кумиром, богом, чистотой или предметом ложных любовных чувств.

Каждый наделяет Елену Андреевну свойствами, какими хочет, и она это терпит, правда, до той поры, пока это не начинает ей надоедать. Астров, дядя Ваня, Елена Андреевна существуют до поры до времени вместе, просто как некое объединение. А место каждого из этих героев зависит от на троения и потребностей остальных.

И хотя герои осознают картину окружающей их действительности и понимают, что действительность эта страшна, но до изменений, до преобразований не доходят. «Дядя Ваня» заканчивается переходом на будничную прозу. Завершились все грозы и потрясения. И мы слышим голос Ивана Петровича, выговаривающий календарные даты и цифры стоимости гречневой крупы и постного масла. Пьеса заканчивается, герои остаются со своей серостью и обыденностью, впереди многие, многие безрадостные дни.

Чехов-драматург стремился раскрыть в людях стремление к новой жизни, к обновлению действительности, а значит, и самого себя. Он обращается не только к своим героям, а в первую очередь к зрителям, сидящим в зале, или к читателям. Именно в них он хочет добиться пробуждения от серой будничности, от нерешительности, безволия.

Этой же мечтой пронизана и пьеса «Три сестры». В центре драмы — и об этом говорит ее заглавие — судьба трех сестер. Уже в первом акте мы видим крушение иллюзий двух старших — Ольги и Маши, не нашедших счастья в труде, не испытавших любви.

Иное дело Ирина: она полна надежд, полна сил. Сестры не признают пошлости и несправедливости, труда «без поэзии, без мысли». Им нужны любовь и уважение, вера в порядочность. Чехов показывает, как постепенно рушатся иллюзии и у Ирины, потому что она, как и старшие сестры, не может в реальной действительности найти применение своим знаниям. Работа ее утомляет и от нее «ничего, ничего, никакого удовлетворения».

Сестер отличает их вера в жизнь, в лучшее. Резко отходит от своих сестер Андрей Прозоров, который под влиянием наглой, злой, жадной, эгоистичной жены расстается с мечтой о науке и погрязает в быте, в затхлой действительности. Этот герой так же, как и Астров, и дядя Ваня, думает об иной жизни, но изменить ничего не может: он безволен и нерешителен. Почти все герои драмы мечтают о жизни «прекрасной, изумительной». Мечтает о ней и Вершинин — умный, порядочный человек, который, презирая пошлость, умея возвышенно мечтать, погрязает в семейной обывательской обстановке, потому что и он бесхарактерный человек.

Читал эту пьесу и возмущался, вернее, у меня возникало двойственное отношение к Андрею Прозорову и Вершинину. Мало видеть и презирать пошлость — с ней надо бороться, мало желать лучшей жизни — ее надо строить, лепить самому, прилагать свои усилия, знания, умения. С одной стороны, я им сочувствую, ведь эти хорошие люди несчастливы, мечутся, не найдут места в жизни, а с другой, осуждаю за то, что они пассивны. Неудовлетворенные несправедливой жизнью, герои пьесы мечтают о счастье, но его нет. Но именно потому-то и нет, что они не довольствуются простым мещанским, обывательским счастьем, как Наталья Ивановна или Кулыгин. Герои пьесы хотят чего-то нового, но до конца не представляют чего, и не знают, что нужно делать, чтобы добиться этого нового. Наверное, поэтому и драматична судьба большинства действующих лиц. Ради исполнения желаний, для достижения мечты надо работать, человек должен отвечать за свои поступки, за свою жизнь — вот основная мысль пьесы «Три сестры».

Я дочитал книгу до конца. Теперь на страницах книги я вновь встретился с героями чеховской «Чайки». Теперь я понял, почему чайка изображена на занавесе МХАТа. Для Чехова — это символ будущего, светлого, счастливого, к которому стремятся его герои.

Чехов как бы говорит своими пьесами: «Человек настоящий, умный, стоящий достоин счастья, но за счастье надо бороться, надо быть активным, деятельным, даже если не ты увидишь это счастье, а твои потомки». Как-то я услышал реплику:. «Чехов сейчас не в моде». Думается, наблюдательный читатель увидит в Чехове самое важное, возвышающее его над модой, — лирическую связь его с будущим, искреннюю обращенность к нему. Мне кажется, этим-то Чехов всегда будет современен.