Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Мир детства и юношества глазами Л.Н. Толстого

Сочинение на тему «Мир детства и юношества глазами Л.Н. Толстого»

Автобиографическую трилогию Льва Николаевича Толстого, составленную из повестей «Детство», «Отрочество» и «Юность» я бы смело назвал «камертоном», который дал нравственный настрой всему творчеству великого русского писателя. Прежней незыблемости основ мироздания в век электричества, пара и скоростей уже не стало. Жизнь менялась на глазах писателя, как текущий поток. Но Толстой сознательно отошел от социальных обобщений. Исследование «текучести» внутреннего мира человека, моральных основ личности — вот что стало главной темой произведений Льва Николаевича.
Герой трилогии Николенька Иртеньев, некрасивый, но обаятельный мальчик, вводит нас в «радостный период детства» самого писателя, который был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Неизбывным горем стала для него ранняя смерть почти всех родных. Мать писателя, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. В трилогии незримо присутствует ее образ. Детская фантазия Николеньки рисует себе умершую мать в виде легкого облака, которое обнимает сына на небесах. Слияние душ для Толстого еще и потому кажется достоверным, что духовный облик матери передался Толстому: от нее он унаследовал страсть к образованию, многостороннюю одаренность в разных жанрах искусства, склонность к углубленному самопознанию. В эпопее «Война и мир» Толстой придает портретное сходство с родной матерью княжне Марье Николаевне Болконской, на которой потом женится граф Ростов.
Отца Толстой помнил лучше, в год его смерти сыну было уже одиннадцать лет. Настоящий русский граф, офицер-служа- ка, участник Отечественной войны 1812-го года, он послужил писателю прототипом для Николая Ростова. Отец запомнился сыну всегда добродушно-насмешливым настроением, любовью к чтению, страстью к охоте и женщинам /«прекрасная фламандка» — юная и уже несчастная мачеха Николеньки, которая не смогла заменить детям мать/. «Духовной матерью» Толстой называл свою дальнюю родственницу, которая до смерти своей потом жила в его доме. «Духовная мать» имела огромное влияние на Толстого. Он писал: «она научила меня духовному наслаждению любви». Весь семейный обиход она держала в строгой православной и аристократической традиции, что было важно для графов Толстых, знатность рода которых более «старые роды» подвергали сомнению.
Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными в его жизни. Он перенес их в свое творчество: дом Ростовых, дом Болконских, дом Карениных, Левиных — повсюду Толстой не упускает возможность исследовать детство героя. «Будьте как дети» — словно бы повторяет нам писатель напутствие Христа, обращенное к ученикам.