Я заметил, что очень часто в рассказах и пьесах Чехова люди существуют со своей неприкаянностью и душевным надломом в себе. Вокруг них — мир, состоящий из таких же закупоренных людей.
Ведь что происходит в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»? А происходит постепенное раскрепощение человека, освобождение от одиночества, обретение истинного смысла жизни.
С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, хрупкая и великая любовь.
Главный герой рассказа Гуров вроде бы всем должен быть доволен: у него есть и семья, и работа, да и сам здоров и благополучен. Но все это не жизнь, а жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности.
И вот встречаются на курорте два человека, жизнь которых одинаково скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке. Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет.
Возникшая любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.
Влюбленный Гуров начинает осознавать таинственную красоту окружающего мира. Когда они сидели на скамейке, «подошел какой- то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой». А как контрастирует описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в Москве!
Гуров, вернувшись в Москву, думал, что забудет об Анне Сергеевне, как забывал о других женщинах. Но тогда душа спала, а теперь она проснулась. И эта душа, наполненная живительным чувством, не может мириться с безобразием, существующим вокруг.
Гуров обнаруживает вдруг, что совсем одинок, что не с кем ему поделиться своими переживаниями, что с людьми можно говорить только про «осетрину с душком».
И тогда его охватывает отчаяние: «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни!» Гурова мучит мысль о несовершенстве мира, о несовершенстве самого человека, мысленно он возвращается к событиям в Ялте, ему кажется, что там он был лучше, чище…
Все самое светлое в жизни связано с любовью. Почему-то, мечтая о новой жизни, люди представляют ее иной, сверхъестественной, яркой. Они связывают наступление счастья с избавлением от всего того, к чему так привыкли. Может быть, поэтому некоторые люди не понимают творчества Чехова, считая любовь в его произведениях неистинной, обычной. Но Чехов в высшей степени правдив — суета будет всегда вокруг нас. Другое дело — как мы к ней будем относиться и чем мы сами будем наполнены.
Чего только не вытворяет любовь! Для Гурова «эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках…» стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком.
Как это непохоже на него, считавшего женщин «низшей расой»!
Чехов специально несколько снижает образ героини, он не идеализирует, не делает из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь облагораживает человека, становится целью жизни.
В конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро «начнется новая, прекрасная жизнь». Но они понимают также, что «до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается». И все-таки лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две, но без любви…
Чехов относится к таким мастерам художественного слова, чьи произведения воспринимаются очень легко. Чехов «нормален» в хорошем смысле этого слова. В его произведениях нет ни предельного накала чувств, ни катастрофического отчаяния, ни боли, поглощающей все. Его герои встречаются, разговаривают, ходят, занимаются пустяками, страдают… Но эти страдания спрятаны внутри, таятся за разговорами о градусниках и о погоде…
В этом, возможно, самая большая трагичность чеховских героев — они одиноки и никому не нужны. Но что еще хуже — они не могут вырваться из монотонного потока жизни. Это люди без будущего.