Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему ««Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

1. Народ — решающая сила истории. «Мысль народная» — главная идея романа (Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества).

2. Изображение войны 1812 года как справедливой, , отечественной, освободительной, народной; русский народ на войне (Толстой — создатель энциклопедии народных характеров).

3. Народность образа Кутузова: органическая связь судьбы Кутузова с судьбой народа.

4. Патриотизм героев из народа (на войне и в партизанских отрядах);

а) Тушин — олицетворение народного характера, существенная часть «мысли народной» в романе.
б) воплощение в Тихоне Щербатом лучших черт народа-борца.

5. Народность позиции Толстого в отношении к Наполеону: разоблачение культа Наполеона, развенчание его захватнической, антинародной политики.

6. Народность позиции Толстого в обрисовке Александра I, придворного дворянства, офицеров-аристок-ратов: разоблачение ложногероического начала русского императора, казенного патриотизма, бездуховности, эгоизма, трусости, карьеризма Аракчеева, Растопчина, князя Василия, Жеркова, Друбецкого, Берга, Телянина и др. (их враждебность интересам Родины, народа).

7. Народность позиции Толстого в отношении к «ищущим» героям:

а) мысли Андрея Болконского об облегчении участи народа; осознание им войны с захватчиками как опасности, нависшей над Родиной, как общенародного бедствия;
б) прозрение Пьера Безухова в результате общения с простыми людьми, познания народного духа (Пьер приходит к важнейшему жизненному решению: быть таким, как «они»),

8. Народность образа Наташи Ростовой: героиня сильна народным чувством, народной правдой (Наташа — живая частица «мысли народной» в романе).

9. Народность языка романа (глубокий разрыв между языком высшего дворянского общества и языком народно-крестьянской России),совершенство художественной формы.

Можно привести и другие примеры, ярко раскрывающие главную мысль произведения. Так, главная идея пьесы Островского «Гроза» заключается в отрицании старых, консервативных начал и утверждении новых, прогрессивных тенденций. Эта идея проясняет смысл реалистической символики пьесы в ее названии: на угрозу еще внешне сильного властью своих мертвящих, деспотических начал «темного царства», в котором задыхаются и гибнут лучшие люди общества, собирается очистительная гроза новых сил, стремящихся к справедливости, свободе человеческой личности. Это гроза недовольства и растущего стихийного протеста самых широких слоев народных масс.

Идейный смысл комедии Чехова «Вишневый сад» выражен устами молодых героев: «Прощай, старая жизнь!..» «Здравствуй, новая жизнь!» Обличая паразитизм помещиков Раневских и Гаевых, хищничество буржуазных дельцов Лопахиных, писатель утверждает в образах Трофимова и Ани труд на благо всех, высокую нравственную чистоту, стремление к свободе личности, к культуре, к прогрессу. Пафос повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — сопротивление человеческого духа лагерному насилию: кто падает духом, тот погибает. Главная мысль поэмы Твардовского «Василий Теркин» четко сформулирована в строчках: «Смертный бой не ради славы, — //Ради жизни на земле».

Иногда авторская идея расходится с действительностью и получает в произведении особое выражение. Писатель может, вследствие определенных особенностей своего мировоззрения, не замечать несоответствия своих выводов окружающей действительности. В результате возникает противоречие между тем, что хотел сказать художник в своем произведении, и тем, что на самом деле он выразил в нем. В таком случае объективный смысл произведения оказывается шире субъективных выводов автора, образы — значительно богаче идеи пи сателя.

Это противоречивое явление встречается в произведениях Гоголя, Тургенева, Толстого и некоторых других русских мастеров слова. Например, рассказ «После бала» Толстого объективно воспринимается как активный протест против деспотической власти, лживости действующих законов, извращенности общественной морали, против насилия, угнетения, унижения человека (в сцене экзекуции). В то же время писатель приходит к совершенно другому (субъективному) выводу: не возмущаться, не протестовать, а заниматься нравственным самоусовершенствованием, стараться самому стать лучше, тогда и жизнь изменится (герой рассказа устраняется от активной деятельности, уходит в себя, испытывает душевный кризис, мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней).