Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 9

Сочинение на тему ««Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 9»

На протяжении всего романа автор хотел показать, а также сопоставить между собой различные семьи, которые являются типичными для своего времени. В этом сравнении автор нередко использует прием противопоставления (антитезы): одни семьи показаны развивающимися, тогда как другие являются как бы «приостановленными» в их развитии, будто бы замерло дыхание в их жизни. К последним относится семья Ку-рагиных. Толстой, показывая всех её членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Кура-гиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие по-роки. Так, хитрость, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отно-шении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, так как супруги все время в разлуке. К тому же Элен своеобразно высмеивает желание Пье-ра иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, — обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины — стать хо-рошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность жизни Элен. Не выполнив своего назначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.

Полная противоположность Курагиным — семья Болконских, главной чертой ко-торой, как мне кажется, можно назвать стремление следовать законам разума. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, сложные характеры.
Отец семейства — князь Николай Андреевич Болконский. Его характеризует ис-тинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интере-сов России, неукротимая энергия. Это человек, который ставит честь и долг выше дру-гих ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном — князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца.
В его сыне также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет че-рез заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов, его «Тулона». Так, оказывается развенчанным в его сознании Наполе-он, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противо-стоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни. В отли-чие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести ста-ринного рода Болконских.
Своеобразным исключением в семье Болконских является дочь старого князя Болконского — Марья, которая живет только ради самопожертвования, которое уже пе-решло в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Марья — человек чистой души, набожный, терпеливый и добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безро-потно, так как знает, что отцовская любовь к ней спрятана где-то в глубине его души. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: умение понять другого человека, войти в его положение — вот одна из главных черт её характера. Эта черта часто помогает со-хранить семью, не дает ей распасться.

Другое противопоставление семье Курагиных — семья Ростовых, показывая ко-торых, Толстой акцентирует внимание читателя на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, нравственная чистота, приближенность народу. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать от-крытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых индивидуален. Так чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной вой-ны 1812 года.
Николай, старший сын Ростовых, — человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, за-метно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и желает видеть своих детей счастливы-ми, во что бы то ни стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.
В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, нако-нец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: «Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием». Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойст-венные обыкновенным людям.
В итоге мы видим, что «мысль семейная» является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.
В семьях, описываемых Толстым, как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трогательна покорная, нежная любовь Марьи «к этому чело-веку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его».
В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогорского дома собирается новая се-мья, соединяющая в прошлом разнородные Ростовские, Болконские, а через Пьера Бе-зухова еще и Каратаевские начала. «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый, удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково — радостно или печально — важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию».