По мнению Н. Бердяева, «семья — источник жизни и прибежище для ее членов». Это «мир с определенными законами, иерархией, который для кого-то может обернуться тяжким бременем, но вместе с тем обеспечивает всеобщее благополучие». На протяжении веков семья была самым прочным звеном общества, средством, с помощью которого сохранялись традиции и передавался опыт поколений. Наверное, поэтому во многих произведениях русской литературы «мысль семейная» — ведущая. Это «Анна Каренина» Льва Толстого, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, некоторые драмы А. Островского, рассказы и пьесы А. ПчЧехова.
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминания о семье главного героя помогают понять истоки его характера. Возможно, что трагедия «лишнего человека» имеет свои корни в несчастливом детстве.
Никто не может жить без своего дома, без теплых отношений с близкими. Семья — своеобразная модель общества, поэтому от того, что произойдет с ней в сложное и переломное время, зависит дальнейшая судьба государства. Это талантливо и точно показал А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад».
Тяжелая ситуация, сложившаяся в доме, обнажает все скрытые временем недостатки и сложности общения. Расточительная жизнь хозяев имения приводит к кризису в отношениях. Но такая обстановка сложилась в семье не сразу. Из диалогов персонажей можно
догадаться, что прежняя жизнь была счастливой: все отношения были построены на уважении и почитании друг друга. И даже столетний шкаф, символ прошедшей эпохи, по словам Гаева, «поддерживал в поколениях рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывал идеалы добра и общественного самосознания». Сам автор подчеркивал, что «в прошлом семейные отношения были прекрасными».
Что же изменилось в жизни героев с приходом нового времени? Почему так несчастны Раневская и Гаев, Петя и Аня?
Впервые мы знакомимся с Любовью Андреевной в тот момент, когда она приезжает в родное имение из Парижа. Кажется, что Раневская добрая, любящая свою семью, обаятельная и ласковая. Со всеми домочадцами говорит приветливо, рада каждой вещи в доме. Но искренна ли она? Только к концу пьесы полностью распознаются истинные качества ее характера. На мой взгляд, это пустой и совершенно никчемный человек. Да, Любовь Андреевна добрая, но всегда за счет других. Может дать золотую монету бродяге, а домочадцы голодают. Она забывает о преданном Фирсе, бросает своих дочерей. Ее семейная жизнь не состоялась из-за легкомысленности и праздности. По-видимому, она не раскаивается. Вскоре ее потянет в Париж «курьерским». Она поедет на деньги, присланные «ди- тюсе», и промотает их с «диким человеком». Семья и дом не для нее.
Может, счастлив ее брат? Нет. Гаев также одинок. Немолодой, но беспомощный, как ребенок, он не может жить без присмотра Фирса. «Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь», — говорит он. Леонид Андреевич любит поиграть в бильярд, покрасоваться перед близкими, съездить в город «за двадцать верст». Гаев толкует о мнимой службе в банке, но, дожив уже до пятидесяти одного года, не обзавелся семьей, у него нет детей. Только перед прощанием с сестрой герой вдруг осознает пустоту жизни: «Все нас бросают. Варя уходит… мы стали друг другу не нужны».
Может быть, будущее молодого поколения сложится по-иному? Цель жизни Пети туманна. Он лишь предчувствует «счастье». Да и о какой цели может идти речь, если «вечный студент» абсолютно не знает жизни, боится ее. Так же, как Гаев и Раневская, этот человек прячется за красивыми словами или зажмуривается «в ужасе». Даже Варя замечает, что он не пара сестре, и не хочет их союза. Считая себя близким к семье Раневских, Петя некрасиво поступает по отношению к этим людям. Серьезных мыслей у него нет, потому что он не может по-настоящему полюбить, создать семью, устроить свой дом.
Возможно, «образованный» Яша, повидавший Европу, путешествуя с Раневской, способен жить счастливо? Сомнительно. Человек, не имеющий никаких высших ценностей в жизни, не может создать благополучную семью.
Распадаются старые основы жизни. Непременно придет разлука, а за ней смерть, поэтому, наверное, и раздается звук «лопнувшей струны». И самые молодые, едва расцветающие герои словно тоже готовы исчезнуть и умереть. Уходит время. Но есть в «Вишневом саде» что-то и от чеховского бессознательного предчувствия
надвигающегося рокового конца: «Я чувствую, как здесь я не жи. ву, а засыпаю или ухожу». Через всю пьесу тянется мотив ускользающего времени. Прошлые семейные отношения не вернуть. «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно», — говорит Гаев. Больше не будет комнаты, где в прежние времена было счастье, домашний уют и благополучие. Эти люди так разобщены и раздроблены, что не в силах уберечь свой очаг. В финале пьесы возникает ощущение, что жизнь кончается для всех. И это не случайно. Чехов судит строго, он хочет быть услышан: «Да сделайте вы, если так любите свой сад, красоту, хоть что-нибудь, чтобы уберечь ее от топора, возьмите же на себя ответственность за семейный очаг; а не просто проливайте над ними слезы умиления. Очнитесь от беспечности, когда на пороге беда!»
Я думаю, сейчас ситуация чеховской пьесы легко узнаваема. Современные «имения» пришли в упадок, обросли долгами, и торги на них уже объявлены. Семейные очаги разрушены, поколения разобщены и не желают понять друг друга. Что же будет с сегодняшним «вишневым садом»? Перед нами вновь стоят те же вопросы, что и в начале века перед чеховскими героями. От того, кто станет хозяином всего, кто будет сохранять семейные традиции и корни, зависит, станем ли мы завтра жить лучше…