Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> «Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Сочинение на тему ««Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)»

В произведениях Л. Толстого многое строится на противопоставлениях. Одно из главных — противопоставление «жизни настоящей» и «жизни ложной». При этом героев «Войны и мира», можно разделить на тех, которые живут «жизнью ненастоящей» (это, как правило, люди светского,
петербургского общества: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, Элен Курагина, генерал-губернатор Растопчин), и тех, чья жизнь исполнена настоящего смысла.
Очень ярко изображается в романе жизнь семейства Ростовых. Ростовы прежде всего люди чувства, ощущения, им несвойственна рефлексия. Каждый член этого семейства воспринимает жизнь по-своему, особенно, но вместе с тем во всех них есть что-то общее, объединяющее их, делающее их действительно семьей. А известно, какое значение придавал Толстой этому понятию.
Непременным условием настоящей жизни, по Толстому, является раскрепощенность человека, понимающего условности и пренебрегающего ими, строящего свое поведение в обществе не на светских требованиях приличия, а на иных основаниях. На именинном обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость: она громко, при всех гостях спрашивает у матери, какое будет подано мороженое. И хотя графиня сделала вид, что она недовольна и возмущена невоспитанностью дочери, Наташа почувствовала, что ее дерзость благосклонно принята гостями именно благодаря ее естественности и натуральности. Анну Павловну Шерер пугает появившийся в ее гостиной Пьер Безухов, потому что он отличается непосредственностью и простотой поведения и непониманием светского этикета, требующего от людей непременного приветствия «никому не нужной тетушки» только во имя соблюдения какого-то ритуала. Очень колоритно рисует Толстой непосредственность поведения в сцене русского танца старого графа Ильи Андреевича Ростова и Марьи Дмитриевны Ахросимовой. Наташа, вся сияющая от восторга, указывает гостям на своего отца. Толстой передает чувство радости, которое охватило самого графа, Наташу, Николая, Соню, гостей… Это в понимании писателя и есть подлинная жизнь.
Также выразительным примером проявления настоящей жизни является знаменитая сцена охоты. Было решено поехать на охоту в другой день, но утро было такое, что Николай Ростов почувствовал, как пишет Толстой, что «нельзя не ехать». Независимо от него это чувство испытывают Наташа, Петя, старый граф и ловчий Данила. Во время охоты отбрасываются и забываются все условности, и Данила может нагрубить графу и даже грубо обозвать его, и граф понимает это, понимает, что в другой обстановке ловчий никогда бы себе этого не позволил, но ситуация охоты раскрепощает Данилу во всех смыслах этого слова, и уже не граф хозяин его, а он сам хозяин положения, обладатель власти над всеми. Участники охоты испытывают одинаковые ощущения, хотя каждый проявляет это по-разно- му. Когда охотники загнали зайца, Наташа восторженно и громко визжит, все понимают ее чувства, восторг, ее охвативший. После такого раскрепощения становится возможной пляска Наташи.
Кульминацией толстовской эпопеи становится война 1812 года. Она отсеивает все ненастоящее, ложное в жизни людей, дает человеку возможность раскрыться до конца, почувствовав в этом необходимость, как чувствуют ее Николай Ростов и гусары его эскадрона в тот момент, когда нельзя не начать атаку. Так же ощущает необходимость смоленский купец Ферапонтов, сжигающий свое добро и раздающий его солдатам. Герои, которые не стремятся быть полезным общему ходу событий, а живут своей нормальной жизнью, являются самыми полезными его участниками. Итак, настоящие, искренние чувства являются безошибочным критерием жизни настоящей.
Но и герои, живущие скорее по законам разума, тоже способны к жизни настоящей. Примером этого является семейство Болконских. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Но у князя Андрея и его сестры свой путь к настоящей жизни. И князь Андрей пройдет через полосы заблуждений, но безошибочное нравственное чутье поможет ему низвергнуть ложные кумиры, которым он поклонялся. Так будут развенчаны в его сознании Наполеон и Сперанский, в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех петербургских красавиц. Наташа станет олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Вот почему так болезненно перенесет Андрей ее измену — ведь это будет равносильно крушению идеала.
Но и здесь война все расставит по своим местам. После разрыва с Наташей Андрей пойдет на войну, движимый уже не честолюбивыми мечтами, а внутренним чувством причастности к народному делу, делу защиты России. Раненный, он перед смертью прощает Наташу, потому что к нему приходит истинное понимание жизни.
Настоящая жизнь у Толстого может быть выражена в чувствах одних героев и в мыслях других. Олицетворением этого становится в романе Пьер Безухов, в образе которого сочетаются оба эти начала, ибо он обладает и способностью к непосредственному чувству, как Ростовы, и острым аналитическим умом, как его старший друг Болконский. Он тоже ищет смысл жизни и заблуждается в своих поисках, теряет порой всякие ориентиры, но чувство и мысль ведут его к новым открытиям, и этот путь приводит его к пониманию народной души. Это проявляется и во время его общения с солдатами на Бородинском поле в день сражения и в плену, когда он близко сходится с Платоном Каратаевым. Платон становится для него олицетворением простоты и ясности основных жизненных законов, ответом на все размышления. Чувство необъятности истинной жизни охватывает Пьера, когда он смотрит на звездное небо и проникается ощущением своего единства со всем мирозданием. Можно сказать, что он видит то же небо, что видел князь Андрей на Аустерлицком поле. И Пьер хохочет от одной только мысли, что его, то есть все мироздание, солдат может запереть и не пустить куда-либо. Внутренняя свобода есть характерная черта истинной жизни.
Любимые герои Толстого сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или, наоборот, четко осознаваемом, как у князя Андрея. Полководец Кутузов, понимающий неизбежность того, что должно совершиться, противопоставлен Наполеону, который воображает, что он управляет ходом событий, как будто ходом мысли можно управлять. Жизнь настоящая всегда проста и естественна, как бы она ни складывалась и ни проявлялась.