Рассматривая особенности толстовских произведений, Чернышевский отметил, что все произведения писателя проникнуты «чистотой нравственного чувства». Наиболее значимым в творчестве Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Он составлен из множества различных, своеобразных характеров, судеб, переживаний людей, которые проходят перед нами.
Каждому образу присуще что-то свое. Положительный герой Толстого — это целый мир переживаний, духовных смятений, разочарований. Мы живем вместе с его любимыми героями, понимаем их, радуемся за них.
Наташа Ростова является любимой героиней Л.Н. Толстого. Она наделена яркими национальными чертами. Широта, независимость, смелость, поэтическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, определяющие этот образ.
Впервые появляется Наташа подростком с тоненькими ручками, большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Толстой подчеркивает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии ее души. В детстве это своеобразие проявляется в бурном веселье, в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Наташа — это «порох», «зелье», «волшебница». Сколько задора, энергии в своевольно шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светские правила поведения. Развитие Наташи идет бурно. Юность — это новая пора, время сложной внутренней работы, духовного роста. Это проявляется в Отрадном, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были ее первыми воспитателями, они передали ей своеобразие народного духа. Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубокий след в ее душе. В эту пору счастья с особой силой звучат все струны ее богатой натуры. Наташа словно ищет, куда употребить переполняющую ее энергию.
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
В блестящем изображении русского характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено неувядающее очарование отрадненских сцен. И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своей натуры. А делается все это во всю удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. И на протяжении всего романа видна духовная связь Наташи с народной жизнью. Простота, естественность ее объясняется тем, что она «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Наташа тонко чувствует ее красоту. Мы видим ее в деревне, на лоне природы: видим, как она наслаждается ароматом весенней ночи, горькими запахами осенней земли. Это ее стихия.
Оставление Москвы совпадает с наступающей зрелостью героини. Суровым испытаниям подвергались русские люди, и Наташа глубоко переживает за судьбу русского народа. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы раскрываются бесконечная доброта и патриотизм Наташи. По ее настоянию все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы для раненых. Все богатство брошено в Москве. И что значило это богатство, на взгляд Наташи, когда речь шла о спасении русских солдат и офицеров?! Граф Ростов по праву гордится такой дочерью. Как все не просто в жизни, так не прост и путь Наташи Ростовой к счастью, но в конце романа она находит свое счастье, которого так долго ждала и которое заслужила. Наташа — замужняя женщина, жена Пьера, горячо любящая своего мужа, добрая, заботливая мать, обожающая своих детей. А впереди — жизнь…
Наташа пленяла своих современников красотой души, добротой, любовью к Отечеству. Этим она пленяет и нас, современное поколение.