Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Национальные традиции английской реалистической литературы в творчестве Уэллса

Сочинение на тему «Национальные традиции английской реалистической литературы в творчестве Уэллса»

Национальные традиции английской реалистической литературы в творчестве Уэллса
Большое значение для Уэллса имели национальные традиции английской реалистической литературы, и прежде всего сатира Свифта, Диккенса и Теккерея. Восхищение талантом этих писателей он пронес через всю жизнь, у них учился мастерству романиста. «Какая голова этот Диккенс!.. Типы, характеры, — все эти пузыри, полипы и прочие. Никто с ним не сравнится. Как он все это вывернул перед читателем!.. Как Шекспир. Как настоящий англичанин. Как Достоевский… или Бальзак», — писал Уэллс, восхищаясь романом «Холодный дом». Уэллс близок Диккенсу своим вниманием к судьбе человека, к социальным проблемам. Как и Диккенс, он использует прием гротеска, подчеркивает эксцентрические черты в поведении и внешности героев.
Начиная с первых шагов в литературе, Уэллс писал о социальной значимости искусства. Большой интерес в этой связи представляют его статьи о литературе, переписка с писателями Д. Гиссингом, Г. Джеймсом, А. Беннетом. Он выступал против крайностей натурализма, эстетизма, подчеркивал свою приверженность реалистической традиции. Наиболее полно свое эстетическое кредо и свою концепцию романа Уэллс изложил в программной статье «Современный роман» (Contemporary Novel, 1911). «Я считаю роман поистине значительным и необходимым явлением в сложной системе беспокойных исканий, что зовется современной цивилизацией». Задачи романа писатель понимает широко. Роман отражает жизнь общества в многообразных формах ее проявления, способствует формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества. Уэллс возлагает на роман не только критические, но и созидательные функции. Решительно оспаривает представление о романе как «развлекательном чтении». Основную цель романа он видит в том, чтобы помочь людям понять и изменить жизнь. Своеобразием современного романа считает отказ от установленных канонов. «Я за полную свободу развития его формы и устремлений!» Но одно условие он считает совершенно необходимым: правдивое отражение жизни. Статья «Современный роман» — итог творческих исканий Уэллса в довоенный период его деятельности. В последующие годы он следовал сформулированным здесь принципам.
Неотъемлемую особенность произведений Уэллса составляет публицистический элемент. Будучи противником бесстрастного повествования, он и сам включается в развертывающуюся на страницах его романов борьбу идей и мнений. Это порождает форму романа-диспута, романа-дискуссии.
В годы первой мировой войны написан роман «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» (Mr. Britling Sees It Through, 1916), являющийся автобиографическим по своему характеру и принятый с большим интересом читателями. Сам писатель назвал эту книгу историей своего сознания. Критика увидела в нем нечто большее: мудрый и проникновенный анализ уроков, которые пришлось пережить в годы войны самой Британии.
В английской литературе роман «Мистер Бритлинг» — один из первых антивоенных романов, затрагивающих тему «потерянного поколения». Главный герой — писатель Бритлинг, сын которого убит на войне. Передано «движение сознания героя», ход его мыслей под влиянием обрушившихся на него ужасов войны. Уэллс раскрывает связь «одного сознания» с процессами, происходящими «в недрах английской жизни», воздействие «исторической эпохи» на судьбу каждого, на «личный опыт» современников Бритлинга. «Мистер Бритлинг» намечает ряд тенденций, которые будут развиты в произведениях последующих десятилетий. Одна из них — стирание граней между фантастическим и реальным. «Мир, потрясенный катаклизмами, не нуждается в фантазиях о будущих катаклизмах», — эти слова Уэллса, относящиеся к 1934 г., произнесены под влиянием войны и ее последствий.
В трактатах «Бог, невидимый король» (God the Invisible King, 1917), «Неугасимый огонь» (The Undying Fire, 1919) Уэллс развивает богостроительные идеи, обращается к теории преобразования общества путем перевоспитания людей, внушения им принципов христианской морали.
В 1920 г. была опубликована его книга «Россия во мгле» (Russia in the Shadows), написанная в связи с поездкой в Советскую Россию. Будучи убежденным противником марксизма и революции, Уэллс пишет о неизбежности краха самодержавия в России. «Это был больной организм, он сам себя изжил и потом рухнул». Встрече с Лениным посвящена глава «Кремлевский мечтатель». Это название связано с тем, что Уэллс не поверил в возможность осуществления плана электрификации России, с которым познакомил его Ленин.
Значительные произведения Уэллса послевоенного периода — романы «Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол» (Mr. Blettsworthy on Rampol Island, 1928), «Самодержавие мистера Паргэма» (The Autocracy of Mr. Parham, 1930), «Бэлпингтон из Блэпа» (The Bulpington of Biup, 1933), повесть «Игрок в крокет» (The Croquet Player, 1936), киносценарий «Облик грядущего» (Things to Come, 1935), роман «Необходима осторожность» (You Can’t Be Too Careful, 1941). В творчестве Уэллса происходит процесс перерастания социально-фантастического романа в социально-политический и бытового — в социально-психологический. Фантастические события в жизни героя истолковываются как кошмарные видения, навеянные его восприимчивому сознанию гнетущей обстановкой общественно-политической жизни Европы, переживающей тяжелые последствия разгула реакции, связанные с усилением фашизма в ряде стран. В 30-е годы Уэллс занял твердую антифашистскую позицию, его творчество становится оружием в борьбе с силами реакции.
Антифашистскую направленность имеет повесть «Игрок в крокет». Герой повести Финчеттон, человек с повышенной чувствительностью, мучается от кошмаров, которые постоянно преследуют его. Его болезненному воображению представляется чудовищный призрак пещерного человека. Этот зловещий образ мешает Финчеттону жить, отравляет его существование. В кошмарных видениях Финчеттона призрак убивает и мучает детей, совершает насилия, разрушает города. Врач-психиатр убеждает Финчеттона в том, что он не страдает никаким серьезным заболеванием. Однако его чересчур обостренное восприятие окружающей действительности помогает ему заглянуть в близкое будущее буржуазной цивилизации. Пещерный человек, являющийся Финчеттону, — это не что иное, как образ фашизма, готовящегося подавить и разрушить достижения человеческих рук и разума. Образ «игрока в крокет» — это образ обывателя, становящегося пособником фашизма. Для него самым важным в жизни являются личные удобства и спокойствие. Его нисколько не беспокоят судьбы человечества, и, конечно, он меньше всего думает о будущем цивилизации и культуры. Он бравирует своей аполитичностью: «Пусть мир идет ко всем чертям! Что бы там ни было, но в половине первого я играю с тетушкой в крокет!» Уэллс сознательно не называет этого героя по имени; он выступает в повести как безымянный «игрок в крокет», как один из многих, внешне совершенно безликих, но страшных своим чудовищным равнодушием и пассивностью обывателей. Безымянный «игрок в крокет» опасен своей безликостью и мнимой аполитичностью, которая в действительности оказывается орудием сил реакции. В романе «Бэлпингтон из Блэпа» рассказана история человека, сознательно приходящего к фашизму. Путь Бэлпингтона — это путь отказа от своего человеческого достоинства, приспособления к обстоятельствам и оправдания реакции. Бэлпингтон признает лицемерие и жестокость ради утверждения своей ничтожной личности.
Уэллс использует приемы углубленной психологической характеристики своего героя, передает в мельчайших подробностях процесс становления его личности, начиная с детства и кончая моментом, когда он провозглашает тост за начало войны.
Творчество Уэллса оказало большое влияние на развитие современной научной фантастики. Как и Уэллса, фантастов наших дней интересует проблема судеб человека и человечества в тех новых условиях, которые возникают и будут возникать благодаря новым научным открытиям. Трансформация идей и некоторых образов уэллсовских романов, тематическая перекличка с некоторыми из них ощущается в творчестве А. Кларка, Д. Уиндэма, А. Корделла, А. Беляева, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, а также других писателей-фантастов, которые развивают идеи преобразующего мир научного знания.