Власть обладает двойственной природой: она развращает человека,
уничтожает в нем самое лучшее, но, с другой стороны, власть
необходима как сдерживающее начало. Гоголь же, обладая сатирическим
складом ума, увидел тоже две стороны власти: демоническую
и комическую.
В поэме «Мертвые души» природа «неправильной власти»
исследована на примере образов помещиков и чиновников. Писатель
посвятил этой теме специальную главу, «Повесть о капитане
Копейкине», на важности которой очень настаивал.
Помещики, чьи имена стали нарицательными, владеют крепостными
крестьянами, обладают реальной властью, предоставленной им
государством. Ну, и в кого они превращаются? Каков итог их жизни?
Самый лояльный из помещиков, Манилов — «ни то ни се, ни в
городе Богдан, ни в селе Селифан»; Коробочка — «чайник в чепчике»,
которойЧичиковдалпрозвище«дубиноголовая». Собакевич,казалось бы,
хороший, крепкий хозяин, похож на медведя как внешне, так и внутренне.
Ноздрев, «без царя в голове», — разносчик разных слухов и нелепостей.
А о Плюшкине, «прорехе на человечестве», страшно даже
вспоминать: до какой неряшливости и пустоты может дойти человек!
Каждый из персонажей наделен какой-то одной доминирующей
чертой, превратившей этих людей в уродов, в людей, лишенных
живой души.
Слащавость Манилова, скупость Коробочки, медвежеподобие
Собакевича, лживость и нелепость Ноздрева — вот их доминирующие
черты. Последним в этой коллекции уродов стал Плюшкин —
коллекционер ненужностей, раб вещей и тряпок, превратившийся
в живую пыль. Как же это произошло? Гоголь дает очень прозрачный
ответ. Живые люди постепенно превращаются в ненужный хлам,
становятся живыми мертвецами, если они хоронят свою живую душу
в череде своих «неправильных» дней. Гоголь подробно останавливается
на истории когда-то хорошего помещика Плюшкина и прослеживает,
как постепенно уходила из жизни этого человека потребность в приложении
своих душевных сил. А исчезает потребность душевного движения
— и «исчезает» душа, «исчезает» душа- человек превращается
в «живую пыль».
По контрасту с образами людей, превратившихся в уродов, Гоголь
с искренней теплотой рисует образы крестьян, умерших, но
сохранивших живую душу. Этот контраст еще более усиливает впечатление
от того, что власть обладает демонической силой и способна
уничтожить живую душу.
Герцен: «»Мертвые души» Гоголя — это удивительная книга, горький
упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд
может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там
он видит удалую, полную сил национальность. <.. .> Грустно в мире
Чичикова, так, как грустно нам в самом деле, и там и тут одно утешение
— в вере и уповании на будущее».