Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мысли», публиковались в газете «Новая жизнь» в 1917—1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ (азиатской и славянской) в русском человеке. Но Горький видит разрушение культуры революцией, отсюда пессимизм, безысходность. «Если революция неспособна тотчас развить в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы — народ, неспособный к жизни».
Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест писателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции «Грабь награбленное». «Грабят — изумительно, артистично: нет сомнения, что об этом процессе самоограбления России история будет рассказывать с величайшим пафосом. Грабят и продают церкви, военные музеи, пушки и винтовки, — грабят дворцы быв — i ших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: продается все, что можно продать. В Феодосии солдаты даже людь — — ми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…»
Горький клеймит революционные власти, которым «нет дела до России», которые производят «жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт над русским народом…»
«Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мораль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он. говорит о способности русского человека на подвиг, самопо — ‘] жертвование, которая сочетается с отсутствием «органической брезгливости ко всему грязному и дурному». Русская душа гото — 1 ва скорее «к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности J высших проявлений духа, чем к морали в обиходе».
Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества — морали, духа, культуры.