Еще до Гоголя образ русского чиновника появлялся в литературе. Однако первым наиболее глубоко и разносторонне рассмотрел этот «вид людей» именно Николай Васильевич Гоголь. Слова Герцена, вынесенные в название этой работы, несомненно, верны. Кто еще до Гоголя и, более того, после Гоголя создал такую глубокую типизацию русского чиновничества? Писатель создал не столько отдельные фигуры чиновников, сколько воссоздал целый пласт русского общества, акцентировав свое внимание на самых типичных чертах. Комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» показывают читателю целую ассамблею чиновников, указывают на их пороки, раскрывают их тайны.
О «Ревизоре» сам Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу…все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем». И, несомненно, писателю это удалось. Образы русских чиновников Гоголь создал и в ряде других произведений. «Полный курс патологической анатомии» заключал в себе охват всех массовых пороков этих людей: злоупотребление властью, казнокрадство, взяточничество, произвол, пренебрежительное отношение к простым людям, бедность внутреннего мира. Сочинение «Н.В. Гоголь очень дорожил повестью о капитане Копейкине», герое Отечественной войны 1812 года, бесстрашном добром человеке с героической и трагической судьбой. «Уничтожение Копейкина, — писал Гоголь, — меня сильно смутило. Это одно из лучших мест в поэме».
«Повесть о капитане Копейкине» — это составная часть поэмы «Мертвые души», но стоит она как бы вне основного сюжета. Отношение Гоголя, по его собственным словам и по некоторым воспоминаниям современников, к истории о капитане Копейкине, действительно, было особенным, писатель наделял ее особым авторским смыслом, который хотел донести до читателя. Подтверждением этого служат слова самого писателя: после того, как цензура запретила «Повесть о капитане Копейкине», Гоголь писал: «Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которую я ничем не в силах залатать и зашить». То, что Гоголь дорожил этой повестью, становится очевидно также непосредственно из сюжета произведения, ведь в нем мы находим разоблачение власти, упрек в ее сторону, который Гоголю, несомненно, очень хотелось сделать.
Цензура запретила эту повесть именно за резкое разоблачение государственной верхушки. Офицер Копейкин, герой войны, не получил помощи и поддержки у государства, за которое сражался, что приводит его к разбойничьей жизни. Через образ Копейкина Гоголь хотел воззвать к справедливости государственного аппарата, хотел указать на огромный недостаток власти. Необходимость убрать повесть из поэмы или изменить, смягчить ее очень расстроила Гоголя, считавшего повесть очень удачной и меткой.