Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Ночь в Отрадном (анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Сочинение на тему «Ночь в Отрадном (анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — роман- эпопея, исторический, философский, психологический роман. В этом произведении автор освещает проблему взаимоотношения отцов и детей, проблему гуманизма, выдвигает свою концепцию развития истории, изображает жизнь русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Толстой описывает судьбу всего народа и судьбы отдельных личностей. Одни его герои находятся в непрерывном движении, они сомневаются, разочаровываются, ошибаются, но ищут истину. Другие замерли и духовно не развиваются (слово замерли лучше взять в кавычки, так как оно употребляется в переносном значении).
Андрей Болконский относится к первой группе (не совсем хорошо, лучше сказать: к героям первого типа): он проходит путь духовной эволюции на страницах романа (словосочетание представляется лишним), жизнь героя — это «дорога чести», как писал Кутузов старому князю Болконскому. Герой (в данном случае корректнее было бы употребить имя собственное — князь Андрей, ибо до этого упоминаются другие герои: Кутузов, старый князь, и не совсем ясно, о каком герое идет речь) участвовал в военных действиях, искал славу и не нашел ее; познав истину под небом Аустерлица, обрел новые идеалы. Он понял, что любит свою жену, поехал в имение к отцу и жене (неоправданный повтор слова жена), но Лиза умирает в родах на руках у Андрея, и ее смерть оказывается крушением всех надежд князя (не совсем точно, получается, что все надежды князь возлагал на жену, а это не так). Тогда он отшельником поселился в Богучарове, занялся хозяйством, крестьянами, воспитанием сына. Андрей осуществил все те преобразования, которые не смог завершить Пьер из-за отсутствия практичности; часть крестьян перевел в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком (то, что цитируется, необходимо брать в кавычки). Болконский узнавал о жизни Москвы и Санкт-Петербурга из газет и был более осведомлен, чем жители столиц. Князь разуверился во всем, он не видел цели и смысла в жизни, он не мог так, как Пьер, верить в «царство добра и правды»; именно поэтому герой приходит к выводу, что жизнь кончена (три последних предложения не связаны между собой логически). Болконский считает себя стариком, он даже изменился внешне, постарел (неоправданный корневой повтор) . И поэтому, когда Андрей отправился в Отрадное к Ростовым и видит неуклюжий, корявый, засохший дуб на краю дороги, герой сравнивает себя с этим «сердитым и презрительным уродом» (временное несогласование глаголов: отправился, видит, сравнивает; неясна цель поездки князя в Отрадное). Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны», он отрицал весну, солнце, счастье, надежды самим своим существованием. И Болконский, проезжая мимо, думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб». Князь говорит о молодом поколении с некоторой долей снисходительности и презрения, мысли героя о старости, безнадежности жизни были «грустно-приятны» (неясно, о каком молодом поколении идет речь).
Именно в тот момент, когда Андрей Болконский приходит к выводу, что надо доживать свою жизнь, «ничего не желая», в его мир, мысли, жизнь вторгается Наташа (именно здесь должен начаться анализ эпизода — вступление представляется несколько затянутым).
Наташа Ростова врывается в жизнь князя Андрея точно так же, как она врывается в роман. Первый раз читатель встречает героиню на именинах у Ростовых, когда она, переполненная жизнью, эмоциями, чувствами, влетает в гостиную. Она внешне некрасива, зато она прекрасна внутренней, духовной красотой. Она (красота?) тонко чувствует окружающих, перемены их настроения. Образ Ростовой не поддается логическому анализу, поскольку она существует в своем отдельном мире, в котором Пьер «синий и четвероугольный», а Борис и все остальные выглядят иначе. Наташа испытывает постоянную потребность делиться своими переживаниями с кем-то, каждый вечер она рассказывает матери о событиях прошедшего дня. Героиня смела, открыта, она не признает условностей, светских рамок (мысль не доказана текстовым примером). Жизнь бурлит в Наташе, она сама является воплощением настоящей жизни.
Когда эта полная жизни девочка бежит наперерез коляске Болконского, Андрею вдруг становится «отчего-то больно». Герой задает себе вопросы, размышляет, чем живет эта девушка, которая даже на него не взглянула, чем она счастлива, о чем она думает. И эти мысли, эти вопросы послужили источником духовного возрождения Андрея.
Наташа, сама того не подозревая, вернула князя Андрея к жизни. Главную роль в этом «духовном воскрешении» сыграл разговор Наташи и Сони ночью в Отрадном.
(Здесь необходим какой-то переход, например: «Ночью князь Андрей сквозь растворенное окно слышит волнующий его разговор девушек»), Наташа, видя красоту ночи, восхищаясь ею, не может спать. Она в который раз просит Соню спеть, теребит ее, пытается обратить ее (повтор местоимения) внимание на великолепие ночи. Но Соня более приземленная натура (слово более представляется лишним, получается, что Наташа — тоже приземленная, хотя и в меньшей степени), она менее тонко чувствует и переживает, ей не дано понять красоту весенней ночи. Наташу же переполняют чувства, она даже не может их выразить, только восклицает: «Ах, какая прелесть!», но читатель понимает, насколько впечатлила ее картина «светлого, почти беззвездного весеннего неба». Наташа полна эмоций, она даже хочет подхватить себя под коленки и лететь. Но опять слышится строгий голос Сони, которая со свойственной ей долей разума (лучше: разумностью) говорит: «Полно, ты упадешь». Наташа — вполне реальная, земная девушка, но душа ее крылата, поэтому мечты девушки о полете воспринимаются как нечто естественное, органичное для нее. Поэтому Наташу можно назвать «крылатой героиней»; ей, как тургеневской Асе, как Катерине Кабановой, тесно на земле, богатство внутреннего мира, щедрость души влекут ее куда-то ввысь, в полет.
Андрей Болконский слышит диалог Сони и Наташи, он сам смотрит на это небо и боится даже пошевелиться, спугнуть девушек, выдав свое присутствие. Князь взволнован разговором, он и ждет, и боится того, что Наташа упомянет о нем. Подслушанный Болконским разговор (лучше: диалог, чтобы избежать лексического повтора) Наташи и Сони о красоте весенней ночи — это и признаки красоты и полноты жизни (плохо: разговор о красоте — это признаки красоты, лучше эту фразу убрать), разговор, в котором отразились стремления, надежды и наивность молодости, возрождает душу князя Болконского, в нем вдруг возникает «неожиданная путаница молодых мыслей».
Андрей Болконский едет обратно в Богучарово и опять видит дуб, но теперь князь даже не узнает его. Преображенное дерево опровергает все прежние мысли князя. «Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья». Так же и в душе Болконского, как молодые побеги, возникли радость и чувство обновления. Все главные моменты жизни вспомнились Андрею: небо Аустерлица, смерть жены, разговор с Пьером на пароме, девочка, взволнованная красотой ночи, — вдруг герой «окончательно, беспеременно» решил, что жизнь его не кончена, он осознает то, что уже давно появилось в его душе: жизнь продолжается, и все люди должны знать его, знать, что есть «в нем», — в Болконском вновь возникает потребность быть. оцененным.
После поездки Андрей Болконский стал скучать в деревне, прежние занятия уже не интересовали его, теперь герой наедине с самим собой передумывал «невыразимые словом, тайные, как преступление, мысли»; эти мысли и есть новая жизнь князя Андрея.
Итак, встреча Андрея и Наташи в Отрадном является важной вехой на жизненном пути героя, она возродила Андрея духовно, заставила вновь поверить в жизнь. Эта встреча была залогом будущей любви, которая вспыхнет на балу между Андреем Болконским и Наташей Ростовой. Миг единения, не осознанного героями, станет очередным этапом их жизни.
Рецензия. Работа содержит достаточно полный анализ текстового эпизода. Однако «подступы» к анализу представляются несколько затянутыми: непосредственно рассмотрение эпизода начинается в середине сочинения. Отчасти это оправданно: автор предпосылает анализу эпизода рассмотрение образов героев, в нем участвующих. Количество речевых недочетов представляется очень большим, что снижает содержательную и аналитическую ценность работы.