Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил су¬щественную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения кня¬зя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личности Наполеона Бонапарта. Причем чле¬ны кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хо¬рошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болкон¬ского совершенно иное восприятие личности Наполеона, по¬этому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон — исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой На¬полеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит На¬полеон — сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот пре¬красная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжа¬нию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в срав¬нении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако, ког¬да человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызван¬ными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: «После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду». Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу.
Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смяте¬нием. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный об¬ман!» Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова пре¬подносит ему сюрприз — маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это — первая встреча с Наташей Росто¬вой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто под¬слушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась… неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Возвращаясь на сле¬дующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болкон¬ский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, рас¬кинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыха¬ясь в лучах вечернего солнца». В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни.
Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Спе¬ранского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода двойник Наполеона — не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона.
Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии. Он от¬правился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единствен¬ным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не оста¬лось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь». После Бородинского сражения смертельно ра¬ненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполе¬оном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи — ду¬ховного обновления героя, постигающего смысл жизни. В поход¬ном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколь¬ко духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления те¬лесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспомина¬ния «из мира детского, чистого и любовного». В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напря¬жением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощу¬тил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Кура¬гина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем «ес¬тественного» начала. Смерть для князя Андрея в его новом со¬стоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской бит¬вы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русско¬го народа перекликаются друг с другом. «Мысль народная» та¬ким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Карата¬евым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Од¬нако Толстому ближе те герои, для которых эта философия ес¬тественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не за¬думываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: «Живешь и живи».
Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркну¬то характерным совпадением отношений окружающих к смер¬ти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как долж¬ное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, милли¬оны русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые «оба жили и оба умерли». Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев — дети великой матери Природы. Их жизнь и смерть — закономерное звено При¬роды, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тыся¬чи им подобных, должны были вернуться.