Л. Н. Толстому очень нравилось фетовское определение двух типов ума — «ум ума» и «ум сердца». К героям, которые ищут истину сердцем, принадлежит Пьер Безухов. Он близок Толстому больше всего тем, что находится в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизнь Пьера Безухова — это путь открытий и разочарований, путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный — и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения. Жизнь и искания Пьера Безухова передают и выражают то великое явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Конечно, Безухов и вся его жизнь представляют особую, толстовскую версию декабристского пути. Пьер ведет себя одновременно и как будущий декабрист, и как любимый толстовский герой.
Пьер — натура эмоциональная. Его характерные черты — ум, склонный к «мечтательному философствованию», рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности, исключительная доброта. Главная черта Пьера — поиски «согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение.
Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера. Женившись на Элен, он все больше осознает, что семейная жизнь его дурна, жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.
В конце концов происходит взрыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но увидев лежащего на снегу раненого противника,
Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошел в лес, шагая по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» — это опять относится только к нему самому.
После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис. Кризис, переживаемый героем, — это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.
Порвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…» Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживает Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера заключается правда масонства,’и, увлеченный ею, он на первых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеи масонства перестают удовлетворять Пьера, и он разочаровывается в нем.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения, и в жизни Пьера Безухова это решающий момент. Желая разделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении. Его глазами читатель видит важнейшее в народной исторической жизни событие.
Главная веха на пути Пьера — встреча с Платоном Каратаевым. Она ознаменовала приобщение героя к народу, к народной правде.
В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Он всегда искал решения вопроса о смысле жизни: «…он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот наконец с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в характере Каратаева — верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера. Но только на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков.
Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды — идет не каратаевским, а своим путем. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем… и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив…»