1. Восхищение весенним возрождением.
2. Внутренний мир героя.
3. Целительная сила природы.
Что не знаю сам, что буду
Петь, но только песня зреет.
А. А. Фет
В своем творчестве Л. Н. Толстой обращается к разным граням личности для того, чтобы составить ее наиболее полный портрет. Это могут быть мало уловимые движения лица: улыбка или блеск глаз. При описании же внутреннего состояния героя важно не только эмоции, но и внешние их проявления. Толстой находит другие черты, способные показать нам его ???«диалектику души», термин, который использовал Н. Г. Чернышевский при характеристике произведений великого писателя. В своем сочинении я остановлюсь на образе дуба из романа «Война и мир», который помогает нам приоткрыть душевное состояние князя Андрея Болконского.
Это дерево Андрей встречает на своем пути перед тем как попадает в имение Ростовых, Отрадное. За плечами у князя может и небольшая по времени, но насыщенная по содержанию жизнь. Он видел все грани того, к чему в своем произведении обращается писатель: миру и войне. Из такого странствия Болконский вынес твердое убеждение в том, что жизнь кончена. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Увиденное дерево заставляет Болконского вновь взглянуть на пройденный им путь. Но и воспоминания не меняют его отношения к себе. Прелесть весны не воскрешает в нем прекрасных мгновений и не дает свежего дуновения новой жизни.
Однако писатель, обращаясь к такому путешествию, которое Болконский затеял в Богучарово по делам сына, показывает, что именно этот дуб становится своеобразной поворотной точкой в судьбе одного из главных героев. Князь Андрей же не понимает, чему может так радоваться его кучер Петр. И единственный, кого он находит себе в союзники, это старый дуб, который «вероятно в десять раз старше берез». Именно он еще более утвердил Болконского во мнении, что «ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Само описание дерева, которое приводит в произведении писатель, помогает нам понять, почему князь Андрей воспринял его как единственного союзника в этой красоте весеннего сказочного леса. «Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны й не хотел видеть ни весны, ни солнца». Из этого описания следует, что дуб тоже многое видел в жизни. А из такой нелегкой борьбы он вынес не только разочарование, но и раны, о которых говорят болячки на его коре.
При описании этой картины Тблстой ловко использует один прием. Писатель показывает, что встретились две родные души, которые смогли противостоять общему веселью. Однако они все равно остаются одинокими: дуб — в этой лесу, Андрей
— в жизни. От того, что две родные души закрылись от света и других, ничего не изменится. Ведь жизнь продолжается… Она привносит новые события и впечатления, которые постепенно затмевают любую грусть. Таким существом для князя Андрея Болконского становится Наташа Ростова. Он поражен ее искренней радостью и восхищением, тем, что окружает нас в жизни. Она так непосредственно и без лукавства радуется обыкновенной ночи. «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!.. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже — натужиться надо. Вот так!»
В этом случае девушка становится не союзником, а можно сказать, противником князя Андрея. И это дает свой эффект. Болконский начинает задумываться над тем, что и повседневные, с первого раза неприметные вещи могут радовать человека. Он понимает, что простые предметы и явления природы такие, как луна, могут окрылять. Может именно в этот момент князь Андрей понимает, чему весь день так радовалась Наташа. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».
Когда он возвращается, едет из Отрадного, то начинает обращать внимание на то, что его окружает. Это уже не восторженность и своеобразная весенняя пробужденность природы. Весна давно вступила в свои права, на дворе — лето. И в этот момент князь Андрей никак не может найти того, с кем был недавно так одинок в царстве просыпающейся природы.
Образ дуба в произведении играет большую роль. Ведь именно глазами Болконского показано данное дерево. В нем он находит союзника своей души и мыслей, своей пройденной жизни. Автор использует данный образ для того, чтобы не через реплики приоткрыть внутренний мир персонажа. Князь Андрей, такой герой, который не говорит о своих тревогах и опасениях напрямую. Только с Пьером он может себе позволить немного пооткровенничать. В этот переломный момент, когда друга нет рядом, именно через описание дерева мы поняли то, что творилось, и какие кардинальные изменения произошли в душе Болконского. Он, словно этот дуб, ожил под теплым солнцем и мог радоваться летним дням, как те березы, кото-< рые снова повстречались ему на пути. Наташа своими восхищениями у окна только дала толчок тому, чтобы в князе Андрее вспыхнул огонек. Но укрепился герой в своем мнении только в тот момент, когда вновь увидел тот корявый и «печальный» дуб. Дерево словно само радовалось жизни, которую перед ним открыла весна, и Андрей «сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Новая листва скрыла болячки и раны. Так и Болконский подумал, наверное, что его душевные раны тоже могут зарубцеваться. Поэтому он сможет не только как этот дуб преобразиться, но и начать жизнь с нового листа. Дерево словно своим примером показывало то, что горе и недоверие можно переступить, как это сделал он-сам. При последовательном описании дуба автор словно показывает ступени возрождения героя. Во-первых, стоит впустить в себя то новое, что окружает нас. Это позволит не только скрыть внешние изъяны, но и убедить себя в том, что горе останется позади. Во-вторых, самое главное, что ты сам сможешь сделать так, чтобы все вокруг тебя двигалось и оживало: «Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их». И все эти этапы вместе с дубом и проходит Болконский. «“Да, это тот самый дуб", — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». И в памяти молодого человека, ведь Андрею только тридцать один год, начали всплывать только приятные моменты его жизни, которые словно говорили о том, что он может идти вперед и при этом опираться не только на темные и мрачные, но и светлые мгновения. Болконский словно понимает, что именно обновление и восхищение жизнью позволяют смело идти вперед к новым вершинам, а не прятать свою молодость и талант за «корой с болячками». Он должен жить не только для себя, но и для других так, чтобы они тоже смогли рассмотреть в нем то лучшее, что пряталось долгое время, «...чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня. шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от ^моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Так встреча с дубом стала тем поворотным моментом, который показал и утвердил главного героя во мнении о том, что можно начать жизнь с чистого листа. А окружающие, возможно, помогут ему в этом, так как во время своего пробуждения он вспоминает Пьера, девочку и теперь этот воскресший дуб. Так образ дуба в повествовании играет несколько ролей. Он не только приоткрывает нам завесу тайны над внутренним миром героя, но и является персонажем, который находит свой путь возрождения князя Андрея Болконского к новой прекрасной жизни. В то же время образ дуба дает возможность автору показать нам те качества героя, которые нельзя было бы показать через описание внешности. «Секрет чарующего обаяния» главной героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 1. Жизнь, полная событий. 2. Любовь к себе и окружающим. 3. Отрицание самопожертвования. Хороший человек достоин любви. Антисфен Свое понимание «секрета чарующего обаяния» Л. Н. Толстой скрыл в главной героине романа «Война и мир» — Наташе Ростовой. На протяжении длительного четырехтомного повествования перед нами проходит значительный отрезок ее жизни. Так, автор показывает нам, что именно благодаря своей любви она преодолевает все препятствия и преграды на жизненном пути. Она сталкивается и со слепящим блеском светского общества, и преданной дружбой, и с коварным предательством, и с военными событиями того времени. Но через все эти жизненные испытания Наташа Ростова выносит чистую душу и непорочное сердце, которые стали прочной основой на этой извилистой дороге жизни. Именно в этот образ автор вложил свое представление о жизни, которой стоит удивляться при любых обстоятельствах, как например Наташа это делает в Отрадном. «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже — натужиться надо. Вот так!» И кажется, что Наташа Ростова словно парит над этим миром. Но она может не только сама радоваться жизни, но и растопить сердца других, кто очерствел на этом тяжелом пути. Так, изменил свое отношение к жизни князь Андрей Болконский, который услышал этот удивительный монолог в Отрадном и понял, что в тридцать один год жизнь только начинается. Своей жизненной энергией и чарующим обаянием главная героиня может делиться с другими не только на словах, но и на деле. Именно ей предоставляется возможность ухаживать за князем, когда он смертельно ранен. Такое отношение к любимому человеку словно искупает вину за легкомыслие, которое привело к разладу жениха и невесты. И такая, можно сказать, последняя и роковая встреча дает облегчейие не только Наташе, но и самому Андрею, в душе которого воцаряется покой. Он не жаждал Тулона, он смог простить своего соперника Анатоля, он осознал самое главное, чему учила его сестра княжна Марья, — прощать. Наташе отводится роль утешителя и в тот момент, когда Ростовы узнают о смерти Петруши. Дочь смогла поддержать свою мать, которая, возможно, была на грани безумия и за месяц превратилась в полумертвую и не принимающую участия в жизни старуху. Она словно свет в этой семье, который не только находит нужные слова, но и своим теплом, заботой и лаской способен, если не растопить, то исцелить окружающих его людей. Так, любовь к матери дала ей возможность увидеть то, что «сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Однако Наташа далека от того идеала самопожертвования, которое писатель воплотил в образе княжны Марьи Болконской, готовой отдавать себя ради других. В Наташе много жизненных сил и энергии, которые не позволяют ей сидеть на одном месте и сковывать себя рамками каких-то обязательств. Подобное отношение к жизни проявилось в истории с Анатолем Курагиным. Он смог раскрыть перед ней тот мир, который остался по ту сторону замкнутой и безрадостной жизни, в ожидании вестей от жениха — князя Андрея Болконского. Поэтому через такой поступок героини писатель показывает, что главное оставаться самим собой и быть верным своей стихии. Наташину энергию и подвижность нельзя было замыкать в какие-то условные рамки, год, который должен был пройти до женитьбы. И в данном случае это не проверка чувств, о которой говорил старый Болконский. Это способ изменить человека, которому не свойственно самопожертвование, несмотря на то что его старик наблюдает в своей повседневной жизни на примере своей дочери. Однако на такое решение оказал влияние и житейский опыт, накопленный годами. Старый Болконский, вероятно, понимал, что жизненная энергия молодой девушки из такой семьи не позволит ей стать матерью для маленького Николеньки. В этом проявляется детская наивность и непосредственность Наташи Ростовой, которые, возможно, и привлекли князя Андрея Болконского. Однако были и другие претенденты на руку Наташи — Борис. В разговоре с матерью об этом молодом человеке мы узнаем, что графиня уже в 16 лет была замужем. Но Наташа не готова пока к такому шагу. Это не значит, что она не создана для семьи. Но в ней есть тот задор и неудержимое веселье, которое графиня пока еще хочет сохранить в своей дочери. Возможно, поэтому Борис и не стал мужем Наташи. Торопливость и живость показаны писателем в образе Наташи Ростовой тогда, когда она готовилась к первому балу. Платье ей оказалось длинным, поэтому в тот момент, когда его подшивали, она не грустила и не сетовала на судьбу, ведь наряд можно было подготовить и заранее. Она бегала и смотрела, как одеты графиня и Соня. В ней нет ни капельки печали и сожаления, словно все в своей жизни она делает с величайшей легкостью. Однако и светская жизнь не затмевает перед Наташей окружающий мир. В любом месте она чувствует себя хорошо. Героиня прекрасно танцует на балу. Но не менее грациозна Наташа и вне бальной атмосферы, в дядюшкином доме. «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». В своем танце Наташа Ростова смогла выразить не только то, что от нее ждали окружающие, но и то, что таилось и в ее натуре. А это русский дух, который не мог быть закрыт никаким иностранным воспитанием. Такой легкий, но в то же время тяжелый путь героини писатель описывает для того, чтобы показать, как прекрасная девушка стала матерью. Она не только не отлучается от своих детей, но и кормит их грудью, что для того времени не было нормой. Наташа интересуется и делами мужа Пьера, несмотря на то что их не одобряет. В эту пору Ростова прекрасна: «...растрепанная, в халате могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятном, и выслушать утешения о том, что ребенку гораздо лучше...». На протяжении всего романа Наташа Ростова дарит окружающим свою теплоту и заботу. И потом всю пылкость своей души она переносит в свой дом. Возникает вопрос: а смогла бы она стать тогда прекрасной матерью для Николеньки Болонского. И мы с сожалением, наверное, ответим, что нет. Наташе нужно было пройти весь тот путь, который представил нам Толстой в романе. В нем должен был быть и первый бал, и первая любовь, и разочарования, и, возможно, война, которая единственная способна показать ценность жизни. Ростовой самой нужно было пройти весь этот путь, чтобы встретить такого человека, как Пьер, и выбрать его себе в мужья и понять, что именно в своей семье она сможет создать прекрасный мир доброты и уюта и раскрыть нам свой «секрет чарующего обаяния». Он заключается в любви к близким, но без самопожертвования. Его писатель не принимает. Подобное отношение к жизни наглядно показано на Соне, которая написала письмо Николаю, что освобождает его. Она была уверена, что молодой человек примет ее дар самопожертвования и останется с ней. Соня ошиблась. Только на самопожертвовании, по мнению Толстого, невозможно построить нормальную жизнь. Это не значит, что писатель осуждает действия и поступки княжны Марьи Болконской, в образе которой тоже не мало жертвенности. По сравнению с Соней в ней нет корыстных намерений. Поэтому при встрече с Ростовым она словно бутон раскрывается. Ведь именно в этот период она находит общий язык и с Наташей. У них есть теперь похожие черты, которые не отталкивают их друг от друга, а наоборот, приближают. Возможно, в княжне Марье именно в этот момент появляется чарующее обаяние, которое свойственно любимой героини писателя Наташе Ростовой на протяжении всей ее жизни.