В пьесе Чехова «Вишневый сад», у разных на первый взгляд героев Лопахина и Гаева, можно обнаружить ряд похожих черт. Они своего рода двойники. Этих двух героев объединяют воспоминания, связанные с Любовью Андреевой. Когда Лопахину было пятнадцать лет, отец ударил его кулаком по лицу и Любовь Андреевна повела его умываться. Гаев вспоминает как они в детстве спали в одной комнате с Раневской. У всех героев пьесы есть свои воспоминания, связанные с родным домом, вишневым садом «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад..»- говорит Анна глядя на свою комнату. Гаева и Лопахина так же объединяет и то, что у них единственных , образы дома и Раневской неотделимы.
Но нельзя отменить и о четкой разнице между героями. Лопахин- простой мужик, Гаев- из породы господ. Лопахин ставит своей целью подняться до господ, то есть иметь достаточное количество денег, что бы делать все так как хочется и свою усадьбу с вишневым садом. Лопахин добивается всего этого, и все что раньше принадлежало Гаеву — переходит в распоряжение этого «простого мужика». Герои поменялись местами. Именно Лопахин и Гаев предлагают конкретные идеи по спасению усадьбы. Лопахин предлагает, на его взгляд, единственное разумное решение: вишневый сад и землю разбить по реке на дачные участки и отдавать их в аренду. Гаев предлагает выдать Аню за богатого человека, но все понимают, что этого не достаточно. Гаев представитель старого поколения, который уступает свое место новому — в лице Лопахина, оставив за ним власть над вишневым садом, а значит и над всей Россией. Сходство героев можно проследить и в их реакции на музыку, каждый начинает вспоминать «музыкальный эпизод» из своей жизни.
Гаев вспоминает знаменитый еврейский оркестр. А Лопахин начинает напевать: «И за деньги русака немцы офранцузят»… вы видим их одинаковую реакцию, и в тоже время разницу их воспоминаний. Но это не удивительно, ведь Лопахин просто не может понять высокого искусства. Как Гаев, так и Лопахин любят немного декламировать.
Гаев восхищается красотой природы говоря: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты которая мы называем матерью…». Лопахин же берет другой сюжет: «Охмелия, иди в монастырь… Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!». Между персонажами наблюдается странная связь: как только у одного из них случается какая-то ситуация, она тут же зеркально переходит на другого героя. К примеру можно отнести ситуацию, когда Раневская говорит Лопахину, что ему пора жениться, имя в виду Варю, Гаев тут же начинает задумываться о своем будущем, хотя раньше о нем и речи не было. Или случай как они сообщают об итогах торгов. Они говорят о чем угодно, но не конкретно о результатах. Когда становиться известно, что Лопахин приобрел вишневый сад, от Гаева уже не слышно ни реплик, ни слов. Полноправными двойниками Гаева и Лопахина назвать трудно, так как у них встречаются и существенные различия. Скорее всего, они два схожих и гармоничных образа, которые действуют в пьесе при отсутствие одного центрального героя.