Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» была на рубеже эпох, на рубеже XIX и ХХ веков, когда происходила ломка старых понятий и ценностей, но еще не возникли новые.
Именно в это время поместное дворянство полностью исчерпало свои возможности и уступило место представителям нового класса буржуазии. Дворяне, не сумев справиться с реалиями нового века, разорялись, а их место занимали бывшие купцы, мещане, крестьяне. Они становились новыми хозяевами жизни, и именно образ такого хозяина попытался создать А.Чехов в лице Ермолая Лопахина.
Лопахин — это предприимчивый купец, сумевший построить свое благополучие буквально на пустом месте. Его отец был крестьянином, «мужиком». Сам Лопахин говорит: «В сущности, я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья». Однако, не обладая барскими качествами, грамотностью, знанием светского этикета, Лопахин имеет то, чего так не доставало дворянству чеховского времени — безмерную энергию, жажду труда, стремление сделать свою жизнь лучше. Если дворяне живут ностальгическим прошлым, то Лопахин — реалист. Он всю свою энергию направляет на утоление нужд сегодняшнего дня.
Ярчайшим образом это отображается на судьбе вишневого сада. «Вся Россия — наш вишневый сад» — восклицает взволнованно и с благоговением Петя Трофимов. И он прав — ведь вся Россия теперь переходит в руки предприимчивых людей, для которых в прошлом и красота, и эстетическое удовольствие, и постоянное бездействие и мечтание. Для них, как и для Лопахина, вишневый сад — бесполезный остаток проходящего века. Вместо них, говорит Лопахин, «настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Таким образом, они заканчивают с жизнью старой, выраженной в пьесе образами Гаева и Раневской.
Антон Павлович Чехов постарался выразить в образе Лопахина самого обычного предпринимателя того времени. Кто угодно мог быть поставлен на его место. У каждого из них было свое видение мира. Каждый из них должен был покончить с прошлым, даже несмотря на то, что в глазах высшего класса это было «хамством», непониманием красоты. Но высший класс потерял свою дееспособность. И именно Лопахины, понимающие суть реальности, суть настоящего, должны были занять их место.