Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Образ мещанина в мировой литературе (Господин Журден, и Мартын Боруля)

Сочинение на тему «Образ мещанина в мировой литературе (Господин Журден, и Мартын Боруля)»

Украинские корифеи театра на рубеже ХІХ-ХХ ст. охотно обращались к сюжетам Мольера. На основе пьесы «Мещанин во дворянстве» был создан сюжет «Мартына Борули» Ивана Карпенко-Карого.

Оба драматурга ориентировались на конкретные исторические реалии. Во времена Мольера господствующим классом было дворянство. Хотя буржуазия вступала в силу, все же она была еще слабой по сравнению с дворянством, когда речь шла об общем культурном уровне, хороших манерах, галантности. Кроме того, ей были присущи спесь, скупость, эгоизм, зависть. Все эти отрицательные черты давали благодатный материал для критики и высмеивания буржуазии в сатирической комедии. Мольер выступает как против неравенства, так и против упрямого старания некоторых буржуа перейти в высший класс благодаря ухищрениям.

Эпоха, в которой жил и создавал Карпенко-Карый, характеризовалась значительным развитием капитализма и обогащением буржуазии, часть которой начала пыжиться в дворянство. Особенно выразительно проявлялось это среди некоторых социальных групп крестьянства. Карпенко-Карый смеется над желанием буржуазии получить дворянский титул.

Сюжетные линии комедии похожи. Подобно тому, как Журден Мольера, охваченный манией дворянства, распоряжается судьбой своей дочери Люсиль, Боруля, персонаж пьесы Карпенко-Карого, отдает свою дочь Марисю за вымышленного во дворянствеа Нациевского и отсылает своего сына Степана на службу в земский суд. Жены центральных персонажей (госпожа Журден и Палажка) и дети (Люсиль, Марися) оказывают сопротивление своим мужьям и родителям. Значительную роль в обеих пьесах сыграют образы слуг (Ковьель, Омелько), которые помогают молодым героям в их борьбе за личное счастье. В конце концов, главные герои обеих комедий терпят поражение.

Анализируя характеры действующих лиц, видим, что некоторые из них можно соединить в пары: господин Журден — Боруля, госпожа Журден — Палажка, Ковьель — Омелько.

Жены похожи прежде всего своим отношением к мужьям. Госпожа Журден отрицательно относится к россказням своего мужа. Палажка также опирается мужу, хотя делает это менее последовательно, чем госпожа Журден. Попав под влияние Мартына, она сначала одобряет его решение выдать Марисю замуж за дворянина Нациевского.

Выходцы из народа, слуги Ковьель и Омелько, наделены неподдельным чувством юмора. Благодаря их изобретательности и трезвому подходу к жизни, молодым героям удается противостоять воле деспотов-родителей.

Но больше всего похожи центральные персонажи — Журден и Боруля. Мания, которая овладела ими, делает их наивными, вследствие чего они осуществляют комические, бессмысленные поступки. Оба отказываются от традиционного образа жизни и вводят в своих хозяйствах странные порядки. Для своего перевоспитания Журден нанимает учителей музыки, танцев, философии; заказывает новый дорогой костюм, который ему не к лицу. Чтобы полностью уравняться с аристократами, Журден хочет завести себе возлюбленную, Доримену.

Мартин Боруля, задумав стать дворянином, не хочет быть похожим на «мужиков». Мартин мечтает развести собак, ездить на охоту, играть в карты — делать все, как делают дворяне. Детям своим Мартын запретил называть родителей «по мужичьи»: «мама», «отец», а непременно так, как это у господ говорят: «маминька», «папинька»; наймитам же велел величать себя «господином». Мартин берет пример с дворян и отказывается от работы, утром долго томится от скуки в кровати, хотя и бока болят с «непривычки»; дочь Марисю принуждает сидеть за пяльцами, так как это, дескать, господское дело; сына Степана устроил на службу в земский суд, так как такая служба к лицу дворянину.

И Господин Журден, и Мартын Боруля хотят видеть своих детей в аристократическом мире и потому запрещают дочерям браки с их любимыми. Господин Журден не позволяет Люсиль выйти замуж за Клеонта. Он хочет, чтобы его зять был знатного рода. Журден соглашается выдать дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином. Мартин Боруля тоже не позволяет встречаться дочери Марисе с Николаем, так как хочет дочь «пристроить за благородного мужчину». И ее «благородный» жених оказался шарлатаном.

Неудачи «преследуют» Мартына Борулю, казалось бы, везде: сосед-помещик выиграл иск в суде; Степана прогнали из канцелярии; жених Мариси оказался нечестным человеком и убежал, чему Марися безмерно радуется; в конце концов, из-за одной буквы в фамилии (Боруля — Беруля) не утвердили Мартына в дворянство, и пришлось сжечь все бумаги, а вместе с ними и надежды выйти когда-то на «дворянскую линию».

Основная идея комедии «Мартын Боруля» Карпенко-Карого, как и комедии «Мещанин-во дворянстве» Мольера, заключается в том, что не аристократическое происхождение, а личные качества человека определяют его роль и место в обществе.