Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Толстого «Война и мир»»

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» —предста¬вители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествова¬нии появляются и персонажи из простонародья —Тихон Щерба¬тый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Тол¬стому, каждый по-своему. В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон — воплощение народа- богатыря, поднявшегося на защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротив¬лении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявле¬ние «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, ко¬торые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлоби¬вость, смирение и религиозность — черты, без которых, по Тол¬стому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романе ту «дубину народ¬ной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непро¬тивленец» Платон Каратаев — другой тип национального харак¬тера, другая сторона «мысли народной».
Тихон — «самый полезный и храбрый человек» в партизанс¬ком отряде Денисова. «Никто больше его не открыл случаев на¬падения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в партии Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона — способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова общим любимцем в отряде: «…он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно под¬давался этому чину». Вероятно, некоторые черты Тихона (на¬пример, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном времени. Но в критический момент исто¬рии, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех рус¬ских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность та¬ких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой дает яркую портретную и рече¬вую характеристику. От всего облика Тихона веет ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности — отсутствие зуба (за это Тихона и прозвали Щер¬батым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Вне¬шность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое — и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех лю¬дей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратае¬ве — дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к тру¬ду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно».
Платон — яркий выразитель философии терпения, характер¬ной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отра¬зилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напев¬ной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуаль¬ного сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отка¬зывайся» «Не нашим умом, а божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя — на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обсто¬ятельства — и жестоким. Этими чертами он отличается от Пла¬тона, который во всем стремится видеть «торжественное благо¬образие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же го¬тов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый — две ипостаси единого целого. Спа¬сение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух на¬чал — кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию — с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.