Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Обзор творчества Мольера

Сочинение на тему «Обзор творчества Мольера»

За 14 лет своей творческой жизни в Париже Мольер создал все то, что вошло в его богатое литературное наследие (34 пьесы).

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Несмотря на классицистические правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам,- противостояние страстей здравому смыслу.

В основе комизма — несоответствие реальных событий тому, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время, Мольер хорошо понимал, чего нуждается в публике, и создавал пьесы, которые пользовались незаурядной популярностью.

Мольер считал, что «комедия» — не что иное, как остроумная поэма, которая разоблачает человеческие недостатки интересными поучениями. Поучать развлекая — главный принцип эстетичной программы драматурга. Именно Мольеру принадлежат и такие слова: «Лучше, что я могу сделать, — это разоблачать в смешных изображениях недостатки моего столетия», «Мы наносим недостаткам тяжелый удар, выставляя их на общее посмешище». И стрелы его сатиры вконец разбивали лицемерие, скряжничество, жажду к деньгам, спесивость, гонор, ползания…

Имена многих персонажей комедий Мольера стали общими и означают человека, которому присущи те или иные черты.

С детства Мольер воспитывался в придворном окружении и чудесно знал дворянство. Именно оно и оказалось в центре его комедий. Благодаря пышному правлению Людовика XIV престиж дворянства в это время поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы за деньги покупали себе дворянские титулы. Старое родовитое дворянство с пренебрежением относилось к этим «выскочкам», однако часто они в жизни оказывались быстрее и предприимчивее дворян. Имя дворянина для обычного бюргера было окружено символом величия и утонченности. Мольер же, наоборот, старался показать, что ничего высокого в дворянстве нет. Дворяне, как и все обычные люди, могут быть ограниченными, неправдивыми, капризными и грубыми. Мольер высмеял дворянство в таких комедиях, как «Мещанин-шляхтич», «Мизантроп», «Смешные манерницы», «Дон Жуан».

В комедии «Дон Жуан» Мольер отображает падение морали, паразитизм, античеловечность дворянства. Драматург использует для этого испанский сюжет о развратнике Дон Жуане, который, по легенде, гибнет от руки статуи убитого им мужчины. Мольеровский Дон Жуан — эгоист, который не желает знать ничего, кроме своего удовлетворения, который не признает никаких обязательств. Влюбившись в девушку, он забирает ее из монастыря, а потом, разлюбив, бросает. Дон Жуан, ухаживая за двумя молодыми крестьянками, обещает каждой вступить в брак с ней, а одна из них — невеста юноши, который спас его от смерти. Когда жених старается протестовать, Дон Жуан дает ему пощечину.

Но Мольеровский Дон Жуан — сложный и противоречивый герой. Отрицательные черты объединяются в нем с умом, отвагой, он видит недостатки того общества, к которому сам принадлежит.

В «Мизантропе» Мольер изображает жизненную позицию человека относительно двух сил, которые притесняют народ,- духовенства и дворянства.

Главный герой комедии Альцест — честный человек. Он приходит в негодование против вранья, лицемерия. Альцест объявляет себя мизантропом, т.е. человеконенавистником. Но герой смешной, так как напрасно провозглашает среди дворянства свои мысли.

Русский драматург Александр Грибоедов частично использовал сюжет Мольеровской комедии «Мизантроп» для пьесы «Горе от ума».

Немало комического находил Мольер и в бюргерской среде. Он высмеивал жадность к наживе, скупость, стремление попасть во чтобы то ни стало в высший свет. Этому посвящены пьесы «Скупой», «Жорж Данден», «Мещанин-шляхтич».

Среди комических персонажей Мольера часто встречаются врачи. Они любили окружать свою профессию ореолом таинственности и морочили больных, наживаясь на их страхах и легковерности. Существовало также много других способов зарабатывать деньги — например, с помощью преподавания таких таинственных для обывателя наук, как философия, грамматика. Необразованные, но предприимчивые врачи и учителя пленили страну. Мольер высмеял их в пьесах «Врач поневоле», «Притворный больной».

Среди тех, кого высмеивал Мольер, были также представители католической церкви.

Во времена Мольера в Париже действовала группа святош, которая была объединена названием «Общество святых даров». Тайное протежирование этой общине предоставляла сама королева-мать Анна Австрийская. Цель общины заключалась в укреплении католической религии в то время, когда возник протестантизм. Главный девиз общины: «Цель оправдывает средства». В действительности же был замысел любой ценой удержать народ в духовной покорности. Члены общины проникали в дома тех, кого подозревали в вольнодумстве, с целью тайного надзора и шпионажа. Любое проявление свободной мысли преследовалось. Появилась жестокая цензура: ни одно печатное издание не могло увидеть мир без королевского разрешения. Были даже случаи публичного сожжения на костре за вольнодумство.

Именно против этого объединения фанатиков и святош направил свое перо великий драматург. Его комедия «Тартюф» стала самым заметным событием общественной жизни середины XVII ст.

Тартюф (с французского языка переводится как «лжец»), главный герой пьесы, с дальновидными намерениями поселяется в доме бюргера Оргона. Чтобы вызвать полное доверие хозяина, человека весьма набожного, но легковерного, Тартюф сам притворяется святым и божьим. Лицемерно прикрывая свои намерения фальшивой добропорядочностью и искренностью, Тартюф начинает ухаживать за женой хозяина, становится женихом его дочери, получает от него дарственную на весь дом и имущество, в конце концов, берет от Оргона сундучок с тайными документами, которые были его главной целью. После этого Тартюф выгоняет своего благодетеля из его собственного дома.

Низкие мысли, желание Тартюф скрывает обманными фразами, прикрывается цитатами из Библии. Из его уст вылетают заученные принципы христианской морали. И это еще больше подчеркивает цинизм святоши, его разврат.

«Проповеди» Тартюфа парализуют сознание Оргона. Доверчивый и простодушный, он неожиданно для всех, кто его знал, превращается в жестокого и упрямого тирана своей семьи. Интересы своих детей, жены, не говоря уже о собственных, Оргон подчиняет «интересам» Тартюфа. Он будто теряет ум, кажется, ошибкам его нет границ. И все же таки (и в этом заслуга его родных) полуда спала с его глаз. К сожалению, лишь тогда, когда коварный Тартюф достиг такой власти, что бороться с ним было уже не по силам ни Оргону, ни его домочадцам. Спасает Оргона от разорения, потери имущества и тюрьмы чудо. И этим чудом является король Франции Людовик XIV. Здесь Мольер остается верным традициям классицизма: прославление «справедливости» просвещенного монарха.

Безусловно, финальная сцена — арест Тартюфа именно тогда, когда притворщик собирался праздновать победу,- является искусственной, нелогичной, но по законам комедии добро должно было возобладать, а зло — быть наказанным. Мольер нашел свой вариант и считал его абсолютно правильным.

Настоящий король Людовтк XIV также боялся распространения ордена Иисуса в своем королевстве. Поэтому он благосклонно отнесся к комедии Мольера. Несмотря на это, церковь не сняла запрет с комедии, хотя Мольер несколько раз ее перерабатывал. Так, если в первом варианте Тартюф выступал в рясе, то в окончательном, третьем, он — светское лицо.

Пьеса «Тартюф» — лучшее творение Мольера. Острие ее сатиры направлено против лицемерия, которое в абсолютистском государстве стало распространенным общественным недостатком. Мольер писал о своем методе работы: «Я аж два акта использовал на то, чтобы подготовить появление моего негодяя. Он ни одной минуты не принуждает зрителя сомневаться; его сразу узнают по тем приметам, которые я ему дал; и с начала до конца он не говорит ни одного слова, не делает ни одного поступка, которые бы не разоблачали зрителю плохого человека».

Святошество, ползание, вероломство, лицемерие были особенно присущи паразитирующему духовенству. Но принципиальное содержание комедии было настолько глубоким, что она превратилась в открытое выступление против феодально-католической реакции в целом.

Имя Тартюфа стало известным всем просвещенным людям мира. Оно вошло в мировой языковый обиход как общее название лицемерия во всех его проявлениях: подлости и распущенности под личиной благородства, напускного, фальшивой набожности, всякой неискренности. В таком значении оно постоянно встречается в художественной, политической и публицистической литературе.

Проблема брака и счастья в семье, сатира на аристократическую псевдокультуру, высмеивание буржуа, который взбирается в «свет», прославление лучших черт простолюдина — вот основное содержание Мольеровских пьес. И все это передано путем изображения ярких, часто внешне необыкновенных характеров, завязанных на остром, увлекающем сюжете, выписано языком лукавой улыбки, зажигательной шутки.

Среди лучших творений Мольера — пьеса «Мещанин-шляхтич», которая уже свыше 300 лет не сходит с мировой сцены. Ее называют зеркалом недостатков дворянства и буржуазии.

Поводом для написания пьесы стало несогласие между королем Людовиком XIV и турецким послом.

Театр Мольера был придворным. Это означало, что драматург в некоторых случаях должен был писать пьесы по приказу короля.

В 1669 году король Людовик XIV принимал в своей резиденции в Версале турецких послов во главе с Солиманом-Агой. Турок заставили долго ждать, а потом приняли их в галерее Нового Дворца, которая была убрана чрезвычайно великолепно. Король сидел на троне, а на одежде короля было много бриллиантов. Однако Солиман-Ага никак не выказал своего восхищения. У него было такое выражение лица, будто бы в Турции все носят костюмы с бриллиантами. Кроме того, он осмелился сравнить количество ценностей на короне Франции с нарядом коня его повелителя. Разгневанный король велел держать посла под домашним арестом, а со временем выслал его из страны. Придумал он и публичную месть.

Король поручает Мольеру написать пародии на турецкие церемонии. Так был создан «Мещанин-шляхтич». Однако Мольер далеко вышел за рамки королевского заказа. Его волновала судьба своей страны, поэтому комедия стала пародией не столько на турок, сколько на буржуа и дворянство Франции.