Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Острое острие мольеровской правды

Сочинение на тему «Острое острие мольеровской правды»

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин-во дворянстве» — яркое доказательство этого. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комические образы становятся сатирическими.

Изображая ползание Журдена перед аристократией, автор разоблачает всю социальную систему — от верхов до низов. Высмеивая дворян и буржуа, сопротивление королевской власти, он бросает вызов всему высшему обществу, выступает против необразованных мещан, которые стыдятся своего положения и стремятся достичь «липового» дворянского величия, создает пародию на дворянство, которое потеряло благородство души, живет за счет других, торгует своими титулами.

Автор создает такие комические ситуации, которые ярко раскрывают характер не только главного героя, а и персонажей, которые окружают его. Учителя заботятся не о знаниях, а о деньгах, портной обсыпает лестью клиента, чтобы больше украсть, художники считают, что «самые искренние аплодисменты не накормят желудок».

Хотя сцена с турками и посвящением Журдена в мамамуши была написана на заказ короля, чтобы высмеять турецкую делегацию, тем не менее, Мольер высмеял прежде всего современное ему общество, где нельзя быть самим собой, а надо лицемерить и врать ради высшего положения, титулов и званий. В этом обществе нет места чести, достоинству, любви.

Мольер считал, что пьеса должна не только развлекать, а и воспитывать зрителя. Драматург верил, что комедия, показав зрителю их недостатки и принудив их смеяться над недостатками общества, делает людей умнее и лучше. По мнению Мольера, «наилучшие правила серьезной морали очень часто имеют меньшую силу, чем сатирические выпады, и ничто не влияет лучше на большинство людей, как изображение их недостатков». Поэтому комедия «Мещанин-во дворянстве» имеет воспитательное значение: человек должен быть собой, воспитывать в себе чувство достоинства, учиться, но ни перед кем не ползать. Драматург показывает, что человека надо ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Вместе с тем Мольер утверждает право честных и добрых людей на счастье. Комедиограф верил в большое благородство человека. По его убеждению, здравый смысл и искренность всегда побеждают.

Мольер изучал и использовал опыт классицистического театра. Он поднял комедию до уровня поэтического жанра классицизма и вместе с тем вывел ее за границы классицистической системы.

В комедии воплощены такие правила классицизма:

— единство места (действие происходит в доме господина Журдена);

— единство времени (действие ограничивается одними сутками);

— отрицательные персонажи противопоставляются положительным;

— разоблачаются социальные и человеческие недостатки: паразитизм аристократии (образ Доранта) и тщеславие буржуазии (образ Журдена).

Но Мольер не только придерживается правил классицизма, а и нарушает их:

— драматург противопоставил комедию трагедии, которая считалась ведущим жанром классицизма. Тем самым, нарушив строгие жанровые границы, он доказал, что комедия по силе актуальности может стать в один ряд с высоким жанром — трагедией.

— в комедии «Мещанин-во дворянстве» Мольер нарушает единство действия: кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена, в комедии разворачиваются еще три линии — Люсиль и Клеонта, маркизы и графа, слуг Николь и Ковьеля;

— отрицательный герой (господин Журден) наделен положительными чертами.