Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Отец и сын Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Отец и сын Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

В книге два родителя и два сына Болконских. В произведении речь идет и о старого князя Болконского, его взаимоотношениях с сыном, и о князя Андрея в роли отца. Только в теме стоит видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиних, сюжетом «Эпилог», но и особый библейский отсвет. Тема Бога Отца и Бога Сына с особой силой звучит в «эпилоге», в эпизоде клятвы Нико-маленькую. Но сначала остановимся на описании двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядная, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Родине и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже высылку при Павле.

В его образе отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы. Они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед Родиной. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба пренебрегают выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, видимо, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его известной мере был граф Безбородко. Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а подаренными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонние, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостных, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, и это побуждает ее заботиться о крестьянах при отъезде из имения за нашествия врага. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что их характеры изображены в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому имеет уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которой служил всеми силами. Болконський-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Родине, вдохновляла его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын чувствует себя гражданином, даже лучше сказать — частью Вселенной. Он делает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — заместитель России, предсказал славянам, населявших эти земли, большое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа.

Христианство в было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой избранный народ. В этом толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделал ни единого выстрела, но выстоял. Надо сказать, что старый князь, сначала чуть что скептически относился к этим апостольским, подвижнический устремлений своих детей — сына, в котором он с тревогой находит нечто большее, чем беззаветное служение Родине, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княгини Марьи, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозности княгини, в синие же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать. Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, не примет во внимание его чувства к Наташе, всячески пытаясь помешать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и сразу утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу.

Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает внятных контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Тайный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына очень важна для русской литературы («Отцы и дети»). В «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу.

браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает внятных контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Тайный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына очень важна для русской литературы («Отцы и дети»). В «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу.