Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Первый визит князя Мышкина в дом Епанчиных (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Идиот», часть I, глава 2)

Сочинение на тему «Первый визит князя Мышкина в дом Епанчиных (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Идиот», часть I, глава 2)»

Создавая роман «Идиот», Ф. М. Достоевский хотел показать тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, гармонии.
Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолет­него лечения в частной клинике для душевноболь­ных. Достоевский освобождает эту личность от всех внешних или биографических обстоятельств. У Мышкина сознание не замутнено никакими услов­ностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Вместе с тем наивность князя и его открытость миру притягивают к нему людей, подчас совершенно раз­личных. Это и Парфен Рогожин, и семейство Епан­чиных, и Иволгин, и Птицын. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают людей, но также и поражают, так как резко контрастируют с общественными установлениями. Мало того, подоб­ное поведение героя приводит к разрушению услов­ностей, сословных перегородок. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который оказывается слиш­ком далек от идеала.
Описание первого визита князя в дом Епан­чиных играет важную роль для содержания рома­на в целом. Оно не только знакомит нас с действу­ющими лицами произведения, но и задает тон все­му дальнейшему повествованию. Князь, входя в дом Епанчиных, не имеет ни денег, ни знакомых. Положение его таково, что ему даже негде остано­виться. Но, странное дело, за довольно небольшое время, проведенное у Епанчиных, он успевает, по выражению Гани, «в такую доверенность войти», что ему поверяют свои секреты. В чем же секрет Мышкина, чем он так привлекателен для людей?
В первую очередь — это искренность. Все, что он говорит, пережито и выстрадано им самим.
Во-вторых — это отсутствие тщеславия и жела­ния возвыситься над окружающими.
И в-третьих — всемерная отзывчивость, готов­ность понять и принять участие в любом человеке.
Он без тени смущения рассказывает о том, что болел и был «практически идиот», говорит о жизни в Швейцарии, упоминая о девушке Марии, которую односельчане хотели «побить каменьями», а он объяс­нил, что этого не надо делать. Наконец Мышкин рас­сказывает удивительной силы историю о человеке, который за политическое преступление (подобно са­мому Достоевскому) был приговорен к расстрелу, а потом ему изменили меру наказания на несколько лет каторги. Но сделали это в самый последний момент, уже на плацу, когда казнь началась. Описывая ощу­щения человека, который через какие-нибудь пять минут должен умереть, Мышкин пытается донести до слушателей главное — перед лицом смерти человек оказывается таким, каков он есть на самом деле. Ис­чезают все сословные, религиозные и иные предрас­судки, остается лишь главное — человек и Бог в нем.
Здесь же, в доме Епанчиных, Мышкин впервые встречает Аглаю, и уже здесь, в этой главе, обозна­чается будущий конфликт в душе князя — необхо­димость выбора между двумя столь не схожими между собой женщинами — Настасьей Филиппов­ной, «гордой и своевольной», но и безмерно стра­дающей красавицей и Аглаей — воплощением чис­той и светлой любви.
Это раздвоение в любви приносит в дальней­шем Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетворены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин. Жизнь оказывается еще дальше от идеала, чем предполагал князь. В итоге Настасья Филипповна погибает от руки Ро­гожина, а Аглая остается несчастна. Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, по­сеял не добро, а зло. В итоге он вынужден с разби­тым сердцем вернуться в Швейцарию, лечебницу Шнейдера, где у него признали совершенное по­вреждение ума. Людской мир его разрушил.
Итак, описание первого визита князя в дом Епанчиных имеет огромное значение для всего пос­ледующего развития действия в романе. Помимо сюжетных линий, здесь берет свое начало и фило­софская концепция писателя. Образ князя Мыш­кина — это, прежде всего, воплощение представле­ний Достоевского о христианской любви. Сталки­ваясь с реальной жизнью, человек, являющийся носителем такой любви, терпит поражение. Такую любовь, любовь-жалость, не понимают, для людей она непригодна, так как слишком высока и непо­нятна. Такая любовь не приживается в мире корыс­ти, хотя и остается для автора и его героя высшим идеалом. И тем не менее позитивным выводом из столкновения идеальных представлений и грубой реальности может являться то, что наиважнейшее, в чем нуждается человек, — это понимание и состра­дание.