Однако Гоголь даже в Миргородской действительности ищет скрытый потенциал духовности, красоты и добра. Автор постоянно напоминает читателям, какой может и должна быть жизнь. «Миргород» — не только глухой провинциальный городок, это «город мира», причем слово «мир» (мир — рус.) означает здесь и «согласие», и «вселенная», это символический центр мироздания, где человек особенно ответственный за свою и общую жизнь.
Сатира Гоголя гуманная по своей природе. Художник был убежден, что даже в самых страшных перекручиваниях своей сущности человек сохраняет в глубине души хотя бы искорку человеческого.
Это ручательство ожиданий на возможность возрождения. Мир страшный, но человека можно исправить, разбудив в нем «прекрасного человека», заваленного «всякой топью». Это может сделать смех. Человек, который смеется над общественными недостатками, над злом мира и над своими собственными недостатками, — это уже человек, который встал на путь возрождения. Гоголь называл смех положительным героем своего творчества, «честным человеком» среди толпы изображенных им уродов и негодников. Поэтому писатель особенно высоко ценил комические жанры, а на первое место выдвигал комедию. Он считал, что театр имеет огромное общественное влияние, поскольку, собирая людей вместе, он заставляет их всех одновременно смеяться или плакать.
В мире, где каждый человек сам по себе, где все эгоисты, театр будто превращает людей в одного огромного человека, который смеется или плачет единым голосом. Искусство, по мнению Гоголя,- не пустая игрушка, «рассказы», сказки, которым занятые важными делами люди уделяют час-другой для отдыха. Искусство — совесть и спасение человечества. А театр — важнейшее из искусств.
«Рассказы!.. А вот протекли столетия, города и народы снеслись и исчезли с лица земли, как дым отлетело все, что было, а рассказы живут и повторяются поныне… Рассказы!.. А вот стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу кверху, превратившись в одно чувство, в один миг, в одного человека, все люди встретились как братья, в одном душевному порыве, и гремит дружными аплодисментами признательный гимн тому, кого уже пятьсот лет, как нет на свете… Рассказы!.. Но мир задремал бы без таких рассказов, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души» («Театральный разъезд после представления новой комедии»).