Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Петербург Н. В. Гоголя

Сочинение на тему «Петербург Н. В. Гоголя»

Петербург Пушкина, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гоголя. С именами многих писателей XIX века был связан тесными нитями город на Неве. Кто-то прожил здесь последние годы жизни, кто-то приехал на учебу, но остался, так как сроднился с этим городом. Кто-то, приехав сюда с надеждами, разочаровался и ужаснулся, познав не только блеск и пышность столицы, но и ее внутреннюю, изнаночную сторону — город бедных, униженных и оскорбленных. Но каким бы ни был Петербург, он всегда манил к себе, как магнит. Пушкинский, гоголевский, некрасовский Петербург. Блестящий, лживый Невский проспект, сумрачные Мещанские, суетливая Садовая, убогая Коломна… Этого Петербурга вроде бы нет, он давно канул в прошлое. Город стал иным. Но невидимые нити тянутся туда, в прошлое. Улицы, проспекты, переулки, дома ведут неторопливый рассказ. Давайте прислушаемся к нему внимательно, и мы узнаем немало увлекательного.

Гоголевский Петербург. Узнать о нем мы сможем, перелистав страницы «Петербургских повестей». Сколько в них отчаяния и одиночества, недобрых, страшных предчувствий! В повести «Невский проспект» Гоголь не просто рисовал «внешность» главной улицы столицы, а проникал в суть явления. Исчезли нарядные дамы и господа, сдернуты розовые очки с глаз смотрящего. И автор убеждает нас, что людей собственно и нет, а есть только странное сборище -усы, бакенбарды, носы, сюртуки, башмаки, шляпки. «О, не верьте этому Невскому проспекту! …Все обман, все мечта, все не то, что кажется!» Петербург оказался совсем иным, чем его представлял автор. Город-хамелеон. Оказывается, все прикидываются благопристойными и чинными, а на самом деле всюду таится зло и ложь.

Вот перед нами наивный благородный мечтатель художник Пискарев, терзаемый отчаянием в своей убогой комнате. Его бессовестно обманул Невский проспект, подсунув в обличии дивной красавицы — продажную женщину.

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь… наляжет на него.» Автор размышляет о мире и человеке, он говорит о хаосе, царящем в мире, и мир этот, как и во сне Пискарева, предстает разбитым на множество разных кусков, смешанных каким-то демоном «без смысла, без толку».

В человеческой жизни «все не то, чем кажется, все не так, как хочется», «все происходит наоборот». Талантлив художник Чартков. Но он погубил свой талант. Кто виноват, только ли он? Думается, что нет. Еще и окружение, и жизнь, и люди, с которыми приходится встречаться, как, например, ростовщик в рассказе «Портрет».

Страшен город, в котором мы встречаем людей, не имеющих человеческого лица. Но эти люди совершают поступки, думают, говорят. Это ужасает писателя. Он как бы разгадал загадку Петербурга. И ему страстно захотелось открыть обман города другим. Предупредить, уберечь. Смотрите, как лихо отплясывает мазурку на балу поручик Пирогов. Отплясывает через несколько часов после того, как его выпороли немецкие сапожники. Поразительный человек! Кажется, ему вовсе не знакомо чувство стыда, боли, отчаяния. А ведь так оно и есть. Пирогов — человек-кукла, обыкновенная заводная игрушка, 6ei чувств, без рассудка. В нем есть только пошлость и самодовольство.

Удивительно похож на него и майор Ковалев, владелец пропавшего носа. Носа, который взял и исчез бесследно, а затем объявился… важным чиновником, разъезжающим в карете, одетым в роскошный мундир. Что это — сказка, фантазия? Да и правда ли это? Может быть, это, как и блеск Невского проспекта, мираж, обман.

Я думаю, что это-то и есть самая настоящая правда Петербурга. Эту правду подсказала автору сама жизнь. Живя в Петербурге и познав все стороны его жизни, Гоголь пришел к выводу, что человек, лишенный характера и индивидуальности, лишенный человеческого, словно бы распадается на части. Почему же у такого «распадающегося» человека не может отделиться… нос? Взял да зажил самостоятельной жизнью. И ведь страшно то, что это не плод разгоряченной фантазии писателя, а это норма, повседневность. Весь этот петербургский уклад жизни — казенный, лицемерный, бездушный.

Вот бесцельно бродит по сумрачным петербургским улицам жалкий чиновник Поприщин. Он размышляет о царящей вокруг несправедливости. Ничего-то он не может урвать у жизни. Один у него способ возвыситься — сойти с ума и вообразить себя испанским королем. Так появляются безумные записки Поприщина.

Гоголевский Петербург — это фантастический город. Но авторская фантазия прежде всего философская, остросоциальная. Писатель показывает нам суть петербургской жизни. А суть эта в обезличивании человека, в распадении его личности на части, на внешнее, на службу и привычки, на помыслы о деньгах и карьере, на отношения рабства и зависимости.

Петербургская окраина — Коломна. «Здесь все тишина и отставка, все, что осело от столичного движения». И автор подмечает страшное: «сюда не заходит будущее». Улицы, переулки враждебны человеку. Даже природа в «Петербургских повестях» олицетворяет собой ту бездушную, нечеловеческую силу, которая губит и унижает людей. Холод, поземка, вьюга, лютая стужа, сковывающая Акакия Акакиевича. Он появляется на улицах города как призрак «в виде чиновника», вечного титулярного советника, погубленного житейскими бедами и всеобщим равнодушием.

И вот «какие-то люди с носами», выросшие перед Баш-мачкиным ночью на площади, появляются неизвестно как и откуда, а потом пропадают. Таинственные лица совершают ограбление. А сам ограбленный похож на привидение. Реальное и фантастическое переплелись так, что разграничить их трудно, почти невозможно.

Думаю, что каждый находит свой ответ на этот вопрос. Каждый читатель видит по-своему гоголевский Петербург. Я же попытался показать его таким, каким он предстал передо мной во время чтения «Петербургских повестей» Гоголя.