Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Петербург в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

Сочинение на тему «Петербург в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя»

«Петербургские повести» Гоголя открывают тему «маленького человека» в русской литературе. Эти повести являются манифестом человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом ее «состоянии» и звании.
Сегодняшние писатели признают Н. В. Гоголя своим наставником. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком немного таинственным и постоянно удивляющим. Его «Петербургские повести» оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась «фантастическим» городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики — величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в богатых эпитетах и красочных гиперболах.
«Записки сумасшедшего» — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, «говорит сам в себе», во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог. Это различие внутреннего и внешнего сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Причем он должен выяснить это для себя сам. Взвешивая свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: «Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит». Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен свидетельствовать, что «все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток». Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и должен быть тон независимого человека, которым герой пытается себя считать.
В отличие от других произведений Гоголя, в «Записках сумасшедшего» отчетливо слышны в каждом слове пошлость и трагизм — две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Поприщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе «рассмотреть жизнь этих господ» и в сладкой мечте фантазирует, что «станем и мы полковником и заведем себе репутацию». Но его «бедное богатство» достается камер-юн- керу, и Поприщин пытается понять, «отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник, и с какой стати я титулярный советник?» Вмиг испарились все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Поприщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об «исполинских делах» и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у писателя любимый образ дороги, тройки и колокольчика: «…дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней… звейтеся, кони, и несите меня с этого света!» Так разрешаются поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, а «ему нет места на свете!»
Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивелирующая личность. Чин для Поприщина является некоей великой ценностью, критерием справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный чиновник открывает новую истину: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». Переживая такую несправедливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти (он становится королем Испании). Месть виновникам всех несчастий и несправедливостей в мире — «чиновным отцам», «патриотам», которые «мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!..»
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев Петербургских повестей». Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими» — этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы — двигать «вперед свою нацию».