В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со своей средой, «выламывание» из нее.
Фома Гордеев — сын ^упца, один из богатейших людей на Вол — ц ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его ‘бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формирования характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Игнат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед — ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только деньги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует J
«бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кровное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью постепенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что ^ все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда • готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не I находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.
Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из у купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя | чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость других, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». 4 Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным.
Метафорой его духовных поисков является эпизод из детства, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур — жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.
Горький исторически верно отразил процесс раскола буржуазного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.